Своевременная
психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями в развитии
является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Организация
этого процесса базируется на основных принципах оказания
психолого-педагогической помощи:
-
личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии (когда
в процессе психолого-педагогической помощи учитывается личность ребенка
в целом со всеми её индивидуальными особенностями);
- каузальный
принцип (когда сложная иерархия отношений между симптомами нарушений и их
причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической
помощи);
- принцип
комплексности (когда помощь ребенку можно рассматривать только в комплексе
клинико-психолого-педагогических воздействий);
- принцип
деятельностного подхода (когда эффективность психолого-педагогической помощи
зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка).
Коррекционные
воздействия направлены как на исправление недостатков при отклоняющемся
развитии ребенка, так и на создание оптимальных возможностей
и условий для психического развития ребенка. Термин «коррекция
психического развития» означает совокупность
психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков,
отклонений в развитии ребенка с нарушениями. Психологическая помощь
является одним из способов психологического воздействия, направленного на
оптимизацию развития психических процессов и функций и на
гармонизацию развития личностных свойств. В зависимости от причин
и специфики нарушения выстраивается программа психологической коррекции.
Целями
психологической коррекции могут быть:
1. развитие
различных форм деятельности ребенка;
2.
формирование возрастно-психологических новообразований;
3.
восстановление целостности личности;
4.
модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым
формам поведения;
5.
формирование самоуважения и адекватной самооценки;
6.
приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм
поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения;
7.
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими;
8. развитие
эмоционально-волевой регуляции поведения.
В зависимости
от причин и специфики нарушения выстраивается программа психологической
коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются:
коррекция эмоционального развития ребенка; коррекция сенсорно-перцептивной
и интеллектуальной деятельности; коррекция поведения детей
и подростков; коррекция развития личности.
Так
психологическая коррекция с детьми с задержкой психического
развития, в зависимости от формы нарушения, направлена на
стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы
деятельности, самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. Эффект
психокоррекционной работы зависит от того, насколько в ней задействована
эмоциональная сфера ребенка. Поскольку эмоциональное благополучие ребенка
является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического
здоровья. Психологу и педагогу необходимо вовлечь ребенка в общность
ситуативных переживаний, помочь ему преодолеть страх неуспеха и страх
новизны.
Использование
коррекционных упражнений в образовательном процессе
Задача
|
Упражнения.
|
||||||||||
1.
Формирование произвольной регуляции деятельности.
|
1. «Вступи на счет». Учащимся дается задание
начинать считать с определенной цифры. Например, учитель считает от 5 до19,
ученики вступают с цифры 9.
2. «Палочки». Предлагается написать последовательность
палочек и черточек между ними:
I – II –
III – I – II – III - (время выполнения 5 минут)
3. «Соедини числа по порядку» (получается узор или фигура)
4. «Дорисуй узор» (дается начало графического узора, учащиеся
самостоятельно дорисовывают по клеточкам)
5. «Узоры по клеточкам» (инструкция учителя и учащихся)
6. Выполнение инструкции:
1. Напиши
полностью фамилию, имя и отчество
____________________________________________________
2. Напиши
дату выполнения задания __________________________________________________
3. Если
сегодня 29 января 2014 года, то зачеркни в слове РОЯЛЬ последнюю букву, а в
слове ДИВАН – предпоследнюю.
4. Если в
примере 14 + 25 = 39 есть ошибка, то напиши своё любимое время года
___________
5. Напиши
месяц, который идёт сейчас ________________ , и если в этом слове нет
одинаковых букв, то реши пример 25 + 26 =
7. «Найди по образцу» (фигуру, выражение, формулу
из представленных, которая точно совпадает с образцом:
5638
5538 4586
5683 5688 6538 5648 5386 5368)
7.
Поэтапная проверка, взаимопроверка.
|
||||||||||
2. Развитие
пространственных представлений.
|
1. «Назови соседей» (числа ?,5,?)
2. «Какое число пропущено?» (56, 57, ?, 59, ?, 61)
3. «Найди предмет» (Что находится справа от стула и слева от
стола? Между доской и окном?)
4. «Отгадай число»
Какое
число находится справа от 90?
Слева от
15?
Между 86 и
22?
5. «Копирование точек»
..
… .
..
6. Складывание способом оригами.
7. Вставь пропущенные слова (введение в речь пространственных
понятий).
Мы шли
____ узкой тропке ____ лесу. _________ нами простиралось чистое голубое небо.
Солнце светило ярко. Мы вышли ________ поляну, где росли красивые цветы.
________ сосной мы заметили куст черники. Вдруг откуда-то раздался громкий
стук. Мы подняли голову ___________ , и увидели ________ стволе сосны дятла,
долбящего дерево. Он поднимался по стволу все _________ и
_____________.
Мы так увлеклись наблюдением за дятлом, что не заметили лягушонка, который
выпрыгнул _______________ наших ног, и весело заскакал ________ полянке. Вот
сколько всего удивительного можно увидеть ____ лесу!
|
||||||||||
3.
Развитие зрительно- двигательной координации
|
1. «Змейки» (провести линию внутри дорожки, не касаясь
стенок и не пересекая ее)
2. «Мишень»
«Соедини с
ответом»
5+3
7
2+5
10
6+4
8
|
||||||||||
4.
Развитие зрительного анализа.
|
1. «Узнай цифры, числа»
2. «Сосчитай фигуры»
|
||||||||||
5.
Развитие внимания
|
1. «Расставь числа в порядке возрастания (убывания)»
95,
54, 73, 12, 65, 43
2. «Найди ошибки» (в последовательности чисел,
примерах)
45, 46,
48, 49, 50, 52, 53, 55, 56
3. «Проверь задание» (совпадает ли количество
фигур с числом или знаков, исправь ошибки)
4. Найди ошибки:
1. Настоле
лежала книга.
2. Летом
на деревьях набухали почки.
3. Вверху,
под нами, синело небо.
4. Мальчик
махнул своим друзьям головой.
5. Белый
пушистый снег тихо опускался под землю.
6. Вечером
начало светлеть за окном.
7. Первый
месяц зимы – октябрь.
8. Весной с
деревьев начинают опадать литья.
9. Из
мебели в комнате были только кресла, стол и старый чайник.
10. В лесу
можно встретить много диких животных: ежа, белку, кошку, лису.
|
||||||||||
6.
Развитие мыслительных операций.
|
1. «Четвертый лишний»
56, 76,
43, 16
12, 11, 4,
6
-
геометрические фигуры
2. «Продолжи ряд» (закономерности)
2, 4, 6,
8…
3. «Шестиклеточный логикон»
Сравнить
информацию в верхних и нижних клетках, найти логическую связь и заполнить
пустую клетку.
4. «Классификация»
- Разбить
примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:
3+1
4-1 5+1
7+1 8-1
- Решить
примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи
примеры:
3+2
4+5 4+1
10-1 6+4
6-3
9-2 7-2
6+1 3+4
- Разбить
числа на группы по определенному признаку (двухзначные – трехзначные; четные
– нечетные)
5. «Поиск предмета по заданным признакам» (число, фигура)
Например,
эта фигура имеет 4 угла, все стороны равны.
6. «Из каких форм составлена фигура
7. Вставь пропущенные слова и определи
последовательность событий в пословицах:
1.
Без _______ не вытащишь и _______ из пруда.
2. Какие
_________, такие и __________ .
3. Труд
_________ , а лень - ___________.
8. «Логические задачи»
|
Работа
специалиста по психологической коррекции с детьми
с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена
на гармонизацию личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих
проблем, развитие произвольной регуляции поведения. Структура коррекционного
воздействия на данном направлении состоит из трех блоков: I блок —
мотивационный, направлен на развитие у детей умения выделить, осознать
и принять цели поведения; II блок — операционно-регуляторный,
развивает у детей умение планировать пути достижения цели, как по
содержанию, так и по времени; III блок контроля, развивает у детей
умение контролировать свое поведение и вносить в поведение
необходимые коррективы.
Организация
психологической коррекции с детьми с расстройствами
аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию
ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной
активности. Организуя совместную деятельность с детьми
с расстройствами аутистического спектра психологу важно наполнить её
эмоционально-смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является
центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме.
В психологической коррекции с детьми с расстройствами
аутистического спектра необходимо двигаться в направлении активизации
и усложнения взаимодействия с миром, совершенствовании способов
взаимодействия ребенка с окружающим и стабилизации его внутренних
аффективных процессов. При построении программы психолого-педагогической
коррекции необходимо учитывать все специфические особенности детей
с расстройствами аутистического спектра и опираться на общие
закономерности психического развития ребенка.
Рекомендации
педагогам при работе с детьми:
1. Избегать прямых контактов с
ребенком.
2. Не провоцировать конфликтные
ситуации (посадить одного, дать письменное задание, не спрашивать устно, если
ребенок не проявляет инициативу).
3. Постепенно включать в группу
сверстников.
4. Не акцентировать внимание на
навязчивых движениях и непроизвольных звуках.
5. Вовлекать ребенка в деятельность по
интересам.
6. Поддерживать контакт с родителями.
Главное
правило – инициатива должна исходить от ребенка!
Психологическая
коррекция с детьми с реактивными и конфликтными
переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении
неосознаваемых причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку
у них умения адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.
В работе с детьми с реактивными и конфликтными
переживаниями необходима коррекция детско-родительских отношений. Особое
внимание нужно уделить проблемам эмоциональных взаимоотношений
и эмоционального контакта с родителями: нарушению эмоционального
контакта с матерью; препятствиям в эмоциональном контакте
с отцом. В данном направлении необходимо вовремя провести коррекционные
мероприятия, направленные на преодоление создавшегося конфликта
и предотвращение возможных негативных последствий.
I. Формирование у школьников жизнеутверждающих установок
1. Техника «Жизненная прямая»
Обучающимся
предлагают нарисовать линию и представить, что это символический рисунок их
жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже
произошли с ними и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли
события были радостными.
2. Техника «Трудности, которые могут встретиться на вашем жизненном пути»
Предложить
подросткам написать трудности анонимно. Предложить всем обучающимся написать
как можно больше выходов из сложившейся жизненной ситуации.
II. Формирование позитивного мироощущения.
1. Упражнения на двигательную активность
В период
нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для
увеличения двигательной активности («выведение» стрессов по мышечным каналам).
2. Техника «Объясняю — понимай!»
Каждая команда задумывает какое-либо слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-либо переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например, «стресс», «аффект» или «страсть» (конечно, в случае, если на предыдущих занятиях участники группы уже знакомились с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны после тридцатисекундного размышления определить слово. Если команд три, то возможность для ответа предоставляется той команде, представитель которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа именно этой команде дается право загадать свое слово. Если нет — пытаются другие.
Каждая команда задумывает какое-либо слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-либо переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например, «стресс», «аффект» или «страсть» (конечно, в случае, если на предыдущих занятиях участники группы уже знакомились с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны после тридцатисекундного размышления определить слово. Если команд три, то возможность для ответа предоставляется той команде, представитель которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа именно этой команде дается право загадать свое слово. Если нет — пытаются другие.
Психологическая
коррекция с гиперактивными детьми направлена на
снятие напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на
каком-то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять
двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца. Важно
психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить в тесном
контакте с родителями. Психолог рекомендует родителям сдерживать
бесконечный поток замечаний в сторону ребенка, организовать режим дня
таким образом, чтобы не перегружать ребенка, обещания и поощрения ребенку
предоставлять сразу, формировать у ребенка уверенность в безусловной
родительской любви.
1. Опора на
сильные стороны ребенка.
2. Правила
для детей всего класса.
3.
Специальные процедуры для повторяющихся ситуаций:
- Что
делать, когда работа ребенком завершена?
4.
Адекватные требования: одновременно быть внимательным и усидчивым
ребенок не может!
5. Четкая
структура организации урока и всей жизни (четкое расписание, знакомый ребенку
алгоритм действий).
6.
Предупреждение о начале важной темы: «Будьте внимательны!»
7. Начинать
с хорошо знакомых заданий.
8. Система
поощрений.
Психологическая коррекция нарушений поведения – одиночный агрессивный тип.
Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений,
детей описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного в
физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно направленно
против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной
брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной
лжи, прогулам и вандализму.
Дети с
указанным типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное
поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения,
употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение
может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к
сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство
и физическое насилие.
Рекомендации:
1. Отнеситесь серьезно ко всем
декларациям подростка.
2. Предоставляйте ему разумную
самостоятельность.
3. Не делайте постоянных акцентов на
недостатках подростка.
4. Старайтесь не критиковать друзей подростка.
5. Не вторгайтесь в личное пространство
подростка против его воли.
6. Показывайте подростку, что вы всегда
готовы его выслушать и поддержать.
7. Спокойно относитесь к максимализму
подростка и его резкости в суждения.
8. Обязательно сами делайте то, чего
вы хотите добиться от своего ученика.
Правило пяти
«П»:
n Принимать таким,
как есть.
n Понимать,
что с ним происходит.
n Поддерживать все
лучшее, что в нем есть.
n Помогать понимать
свои ошибки и исправлять их.
n Признавать его
право быть не таким как Вы.
Техники,
используемые в работе с такими детьми:
1.
«Неоконченные предложения»
n Мне
помогает в жизни …
n
Когда мне трудно, я …
n У
меня теплеет на душе, когда я думаю о…
2. Техника
«Необитаемый остров»
1. Кто будет больше всего ждать Вашего
возвращения?
2. О ком сильнее всего будете
беспокоиться Вы?
3. Какое дело, кроме Вас, не сможет
завершить никто?
4. Кому бы Вы написали письмо с
призывом о помощи?
Методы
коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например,
метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения;
поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании.
В настоящее
время существует множество направлений и методических приёмов коррекции
нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной
коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию,
библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию.
Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия –
использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для
детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи,
напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием.
Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах,
которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать
неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных
методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором
развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую,
терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также
применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации,
эмоциональных и личностных нарушений /6, с.56/.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике,
пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение
напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также
выработку умения выражать чувства и желания.
Общими
направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями
в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование
социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки
нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по
формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует
и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет
детей. Следовательно, при организации психологической помощи необходимо
учитывать как общие, так и специальные направления работы, что позволяет
варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей развития,
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Таким
образом, психологическая помощь детям и их семьям необходима, так как
знание особенностей каждого возрастного периода, знание психологических
особенностей развития детей с различными отклонениями, позволяет психологу
более точно дифференцировать нормальные варианты развития от нарушений и более
уверенно ориентироваться в многообразных отклонениях в развитии
и их коррекции.
Материалы
предоставлены Бутылкиной И.Н., педагогом-психологом СОШ №3 г.Рыбинска
Комментариев нет:
Отправить комментарий