Сложности, которые существуют при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, обуславливают необходимость скоординированной работы всех сотрудников образовательного учреждения, включая администрацию школы. От деятельности педагогического коллектива напрямую зависит дальнейшая судьба ребенка, ведь именно они определяют, сможет ли ребенок жить полноценной жизнью или обречен стать изгоем в обществе.
Успешность реализации инклюзивного и специального обучения во многом определяется качеством адаптации стандартных учебных программ под нужды конкретного ребенка. И здесь уже ключевую роль играет учитель, который должен отказаться от традиционного подхода к обучению и сконцентрировать свое внимание не столько на когнитивном компоненте, сколько на оказании коррекционно-реабилитационной помощи, а также обеспечении социальной направленности образовательного процесса.
В первую очередь от учителя требуется оградить ребенка от негативных социальных взаимодействий, неудовлетворенности своими успехами в учебе и общении с одноклассниками. Необходимо понимать, что для ребенка с ОВЗ первостепенное значение имеет социализация и приобретение определенных социокультурных качеств, соответственно, его нахождение в классе с другими детьми, прежде всего, направлено на адаптацию ребенка в микросоциуме, социально-психологическую коррекцию и социальную реабилитацию.
Образовательный процесс для ребенка с ОВЗ выстраивается на диагностической основе, которая предполагает первоначальное всестороннее психолого-педагогическое обследование, выявление всех нарушений, а также уровня актуального и ближайшего развития. Далее осуществляется составление психолого-педагогического паспорта и разработка индивидуальной программы обучения. При этом в составлении данной программы участвует не только классный руководитель, но и социальный педагог, психолог, дефектолог. После этого программа подлежит обязательному согласованию с родителями ребенка, затем она обсуждается на педагогическом консилиуме и на последнем этапе утверждается на педсовете школы.
Надо также учитывать, что обучение детей с ОВЗ является практико-ориентированным. Практика в данном случае выступает в качестве источника получения новых знаний и сферы, в которой можно использовать полученные теоретические знания.
Формирование знаний происходит поэтапно, при этом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья надо учитывать, что потребуется неоднократно возвращаться к уже изученному материалу. Больший эффект дает дедуктивный метод познания (от общего к частному), тогда как классическая система образования предполагает использование преимущественно индуктивного пути познания (от частного к общему). Для детей важно наличие разнообразных наглядно-образных средств и проведение обучения в положительной эмоциональной обстановке.
В образовательном процессе рекомендуется активно задействовать инновационные педагогические технологии, предусматривающие импровизацию, варьирование учебных методик и полифонию. Применение таких технологий позволяет включить в работу всех обучающихся и одновременно обеспечить их взаимодействие.
Основные принципы, методы и формы современного интегрированного обучения разрабатываются с учетом того, что к детям с особенностями применяется аналогичный подход, что и к здоровым обучающимся. Ключевое отличие заключается в том, что ребенку с ОВЗ, прежде всего, требуется помощь в обучении и обеспечение коррекционной поддержки.
При построении образовательного процесса учителя и другие школьные специалисты используют два основных подхода: лично-гуманистический и бипарный, который предполагает тесные контакты по линии учитель-ученик. В то же время для решения проблем детей с особенностями необходима еще и качественная психолого-практическая подготовка педагога, так как он должен иметь максимально полные представления о познавательных возможностях каждого своего обучающегося.
Учителю необходимо уметь и чувствовать психофизические ресурсы обучающегося с определенной патологией (нарушения моторики, речи, зрения, слуха и т.д.) и при этом педагог в ребенке с ОВЗ должен, прежде всего, видеть личность. И для того чтобы обеспечить успешную интеграцию ученика с особенностями в социум, педагог должен создать оптимальные условия для реализации возможностей для каждого ребенка и при этом не допустить формирование личности с комплексом неудачника.
В этих целях обучение детей с ОВЗ должно происходить под постоянным наблюдением не только учителя, но и психолога, дефектолога и родителей обучающегося.
Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Дети, имеющие проблемы со зрением
Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществления практической деятельности и крайне медленном темпе зрительного/тактильного восприятия.
При этом одной из основных задач педагога становятся мероприятия по охране зрения детей и недопущению переутомления. По этой причине необходимо соблюдать установленное время непрерывной зрительной нагрузки, которая для каждого обучающегося определяется индивидуально врачом-окулистом.
Педагог для сохранения здоровья детей должен контролировать посадку обучающихся во время обучения. В первую очередь контролируются следующие моменты:
- правильность осанки;
- соблюдение оптимального расстояния от глаз до предметов, которое должно составлять 30-35 см;
- высота наклона над книгой или тетрадью, желательно, чтобы ребенок просто немного наклонял голову, когда пишет или читает.
Для повышения эффективности занятий рекомендуется применять различные технические средства обучения, в том числе диапроекторы, специальные телевизионные системы. При организации таких занятий детям разрешается подходить к экрану на наиболее удобное для них расстояние. Надо учитывать, что продолжительность одного показа не должна быть более 15 минут, а уровень освещенности в помещении должен составлять не менее 500 люкс.
Для детей с нарушениями зрения разработаны специальные учебники с крупным шрифтом, где также четко прорисованы иллюстрации.
Дополнительно с обучающимися с ОВЗ проводит работу тифлопедагог, в задачи которого входит формирование у детей специальных навыков и умений, в частности, обучение шрифту Брайля, машинописи, умению ориентироваться в пространстве.
Дети с нарушением слуха
При работе с такими детьми учителю необходимо учитывать уровень речевого развития ребенка и замедленность восприятия им информации. Также в его задачи входит сохранение слуха, поэтому ребенку обычно предлагаются задания на наглядно-действенном уровне.
Дети с нарушением слуха обычно имеют проблемы с запоминанием и слабо ориентируются в эмоциональном отношении к себе других людей.
Учитель, работая с ребенком с проблемами слуха, должен придерживаться следующих рекомендаций:
- ребенок размещается на первой парте, желательно максимально близко от учителя (1,5-2 метра);
- учитель во время объяснения материала должен стараться как можно ближе находиться к ребенку с особенностями. Оптимальный вариант, когда ребенок дополнительно видит артикуляцию звуков;
- на каждом уроке обучающемуся необходимо индивидуально выделять 3-5 минут;
- индивидуальные задания для ребенка должны содержать как можно больше иллюстраций;
- предоставление возможности ребенку самостоятельно работать возле доски;
- применение специальных приемов поощрения для детей с ОВЗ;
- обеспечение постоянного контакта с родителями, психологом, сурдопедагогом, дефектологом;
- использование различных приемов для привлечения внимания (это может быть, например, световой сигнал, взмах руки и т.д.).
Дополнительно с ребенком проводит занятия учитель-сурдопедагог, который развивает речевой слух, зрительно-слуховое восприятие, тактильную и жестовую речь обучающегося.
Дети с умственной отсталостью
К данной категории относят детей не только с явно выраженным отставанием в развитии, но и имеющих нарушения динамики нервных процессов, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Такие дети обычно характеризуются интеллектуальной пассивностью, недоразвитием личности, быстрой потерей интереса к осуществляемой деятельности, низкой способностью делать обобщения и неспособностью запоминать информацию с первого раза.
Для обеспечения заинтересованности таких детей в обучении им рекомендуется давать максимально легкие задания и ставить положительные оценки. Содержание их обучения определяется специальной программой вспомогательной школы, которая не предполагает обучение умственно отсталых детей иностранному языку, черчению, Всемирной истории, астрономии.
В то же время для них предусмотрено значительное количество коррекционных и поддерживающих занятий. При этом оптимальный сензитивный период для детей – это 1-3 классы.
Учитель, работающий с данной категорией детей в условиях массовой школы, для поддержания работоспособности обучающегося использует разнообразные приемы и наглядные материалы. Повышенное внимание уделяется речевому сопровождению выполняемых ребенком заданий, а на каждом уроке выделяется 3-5 минут для индивидуальной работы.
За проведение коррекционных мероприятий отвечает психолог и учитель-дефектолог.
Ученики с ранним детским аутизмом (РДА)
К основным рекомендациям учителю, который работает с данной категорией детей, можно отнести следующие:
- использование гибкого подхода к проведению каждого занятия;
- проведение комплексных учебно-коррекционных мероприятий, что предполагает работу учителя, психолога и родителей по одной программе;
- применение в работе разнообразных форм взаимодействия, затрагивающих эмоциональную составляющую ребенка;
- необходимо подбирать такие задания, с которыми ребенок гарантированно справится, при этом обязательно надо хвалить обучающегося, что позволит повысить его уверенность в собственных силах;
- составление визуального расписания на весь день. Такое расписание может иметь вид карточек, на которых расписаны все действия ребенка. Это связано с тем, что аутичные дети понимают смысл какой-либо деятельности, только в тех случаях, когда она четко запрограммирована;
- использование игр, направленных на развитие зрительно-тактильного, тактильного, кинестетического восприятия;
- активное применение физических упражнений, которые помогают детям научиться контролировать свое тело и улучшить координацию движений. При этом учитель во время игры должен проговаривать свои действия;
- оказание физической помощи в организации действий. Это означает, что учитель в прямом смысле начинает «работать» руками ребенка, то есть вместе с ним держит карандаш или рисует его руками.
Также при работе с аутичным ребенком учителю необходимо учитывать следующие особенности психики и поведения:
- любовь к коллекционированию, поэтому дети отлично справляются с такими заданиями, как раскладка карандашей по цвету, вырезанных шаблонов по определенной форме и т.д.;
- нарушение пространственной ориентации. Для решения данной проблемы в помещении можно разместить несколько зеркал, которые должны находиться на уровне глаз ребенка;
- психическая пресыщаемость, то есть дети очень быстро физически истощаются и поэтому они нуждаются в более часто переключении с одного вида деятельности на другой.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Для того чтобы дети с СДВГ лучше справлялись с возникающими трудностями в обучении, учителю необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
1. Постараться изменить окружение, для этого необходимо:
- максимально изучить особенности детей с СДВГ;
- строить работу с ребенком по индивидуальной программе;
- постоянно контролировать местонахождение ребенка, поэтому оптимальное место его расположения в классе – первая парта перед учительским столом;
- проводить на уроках физкультминутки;
- разрешить ребенку вставать из-за парты во время урока и ходить в конце класса;
- давать таким детям дополнительные физические задания, например, вымыть доску, раздать тетради и т.д.
2. Создавать положительную мотивацию для достижения успеха, для этого целесообразно:
- ввести знаковую систему оценивания;
- обеспечить постоянное расписание уроков;
- чаще хвалить ребенка;
- включение на уроках элементов соревнования;
- создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявить свои сильные стороны;
- давать задания, которые соответствуют способностям ребенка. При этом большие задания необходимо разбивать на отдельные части и контролировать выполнение каждой из них;
- поощрение позитивных поступков при игнорировании негативных;
- найти общий язык с ребенком, то есть надо научиться с ним договариваться;
- наполнить процесс обучения положительными эмоциями.
3. Проведение коррекции негативных форм поведения, для этого требуется:
- обучать ребенка навыкам общения и социальным нормам;
- уменьшать агрессию ребенка;
- регулировать взаимоотношения ребенка с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий. Это означает, что учитель должен постоянно объяснять родителям и окружающим, что положительные изменения не могут быстро наступить, и они напрямую зависят от последовательного и спокойного выполнения всех рекомендаций.
Следует также учитывать, что гиперактивность не является поведенческой проблемой или результатами плохого воспитания, а считается медицинским и нейропсихологическим диагнозом, который ставится только после специальной диагностики. Ребенок с гиперактивностью имеет нейрофизиологические проблемы, поэтому справиться с ними за счет волевых усилий и авторитарных указаний просто невозможно, а дисциплинарные меры воздействия только ухудшают ситуацию.
Добиться положительных результатов коррекции СДВГ можно только при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
При организации работы с детьми с ОВЗ педагогу следует учитывать то, что все используемые педагогические инновации должны быть направлены на достижение коррекционного эффекта. По этой причине в системе обучения требуется применение «уроков развития», в ходе которых учитель задействует разнообразные имитационные игры, психогимнастику, элементы тренинга и предоставляет возможность детям искать выход из различных проблемных ситуаций.
Литература
- Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.
- Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи /Г.А.Волкова. – С -Пб.: САЙМА, 2013
- Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. - 1992. - № 4.
- Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995. -№4.
- Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. – 160 с.
- Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
- Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. - 1973. - № 3.
- Шипицина Л.Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий