Когда мы начинаем разговор об УУД, то должны знать ответы на вопросы:
·
ЧТО? (Что такое УУД?)
·
ЗАЧЕМ? (Зачем их надо формировать
у учащихся?)
·
КАК? (Как формировать?)
·
КАК? (Как отслеживать уровень
сформированности УУД?)
В современном
образовании
·
Формирование УУД возможно только
в единой системе всеми педагогами школы. Поэтому в каждой школе разрабатывается
своя программа формирования и развития универсальных учебных действий в рамках
основной образовательной программы. Эта программа специфична для конкретной
школы и зависит от особенностей ученического и педагогического коллективов.
·
Разрабатываются механизмы
отслеживания уровня сформированности УУД, чего ранее не было.
Перед нами стоит
задача привести существующую работу в систему. Осознанно каждому учителю
продумывать, как на каждом уроке формировать УУД.
Основные результаты обучения детей с ЗПР в
начальной школе— это
формирование универсальных способов действий, воспитание
умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач,
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной,
познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться:
желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки
сотрудничества в разных видах деятельности
У детей с ЗПР с большим трудом формируются
важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Это тесно связано с недостаточным уровнем психо-физиологического развития
ребенка. Готовность к обучению
подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем,
грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и
мотивации;
- регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, дефицитарно.
Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии
в обучении.
Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени
обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие
общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки,
необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации
в обществе.
Но не стоит забывать о том, что речь идет о вопросах
формирования УУД обучающихся с задержкой психического развития.
Для этих детей характерны следующие особенности:
·
у всех детей
наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов
запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного
материала;
·
значительное
отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной
деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями:
анализом, синтезом, сравнением, обобщением;
·
детям с ЗПР
присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения;
·
у многих
детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо
выражена.
Л.С.
Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не
могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в
планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов.
Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие
заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают
задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной
стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны,
склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают
выполнять начатую деятельность.
Для детей с
ограниченными возможностями здоровья характерны различные виды нарушений в
развитии познавательной и личностной сфер, и в связи с этим возникают трудности в формировании
универсальных учебных действий и трудности в обучении.
Общая
характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса
начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
|
|||||
-Неумение включиться в учебную работу;
- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
-неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из
нескольких простых);
-недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении
стандартных учебных и практических задач;
-неспособность учесть все условия и этапы решения задания
в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности
шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
-неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения
задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема
(способа), сравнить решения по степени рациональности.
|
Трудности в обучении чтению, письму |
- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
- пропуски гласных и согласных
букв, пропуск слогов;
- перестановки букв и
слогов;
- неправильная постановка
ударения в слове;
- нарушения понимания
прочитанного;
- аграмматизмы при письме и
чтении;
- нарушение границ слов.
|
Трудности при усвоении русского языка |
- Недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
- низкий уровень устной и письменной речи,
сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом
оформлении;
– смысловые,
грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении
высказывания;
- отсутствие
дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение
определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
– трудности
разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению
частей слова;
- неразличение
родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе
родственных слов;
- затруднения
при определении грамматических признаков различных частей речи, не различение
частей речи;
- неразличение
синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
-неразличение
двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по
интонации;
- трудности
при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при
определении главного и зависимого слова;
-
несформированность навыка - применять знание орфограмм при письме под
диктовку,при записи собственного текста.
|
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью |
- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях
текста;
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумение на
основании
прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы
координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из
текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие
с имеющейся в тексте информацией;
- неумение
использовать разные стратегии работы в зависимости
от типа текста, проблемы с точностью
восприятия данных при чтении научно-популярного текста.
- трудности в
работе с текстами-инструкциями,
с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.
|
Трудности в изучении математики |
- Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;
- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние
геометрических фигур, форм окружающего;
- смешение
математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
-
неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое;
скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении;
цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
- неумение
пользоваться математической терминологией;
- неумение
применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
- неумение использовать
свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
-
неспособность установить порядок действий в числовом
выражении и найти егозначение с использованием
изученных алгоритмов;
- проблемы в
понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше
на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и
др.).
|
Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, необходима программа коррекционной работы.
Требования ФГОС к
результатам освоения ООП НОО заставляют пересмотреть привычные подходы к
обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении, изменение представлений о содержании
взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование
современных педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий,
технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Это дает
положительные результаты. Обучающиеся с ОВЗ овладевают навыками работы в
группе, учатся слышать и учитывать
разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и
ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством
учителя, делать самостоятельные выводы, заключения.
Вместе с тем, мы понимаем, что овладение
УУД в полной мере и без поддержки специалистов,
различными категориями детей с ОВЗ, существенно затруднено.
Для овладения УУД в полном объёме
учащимся с ОВЗ потребуется значительно
больше времени, чем учащимся массовых школ.
Материалы с курсов
Комментариев нет:
Отправить комментарий