понедельник, 21 января 2019 г.

Формирование УУД у детей с ЗПР

           
 Когда мы начинаем разговор об УУД, то должны знать ответы на вопросы:
·                     ЧТО? (Что такое УУД?)
·                     ЗАЧЕМ? (Зачем их надо формировать у учащихся?)
·                     КАК? (Как формировать?)
·                     КАК? (Как отслеживать уровень сформированности УУД?)
В современном образовании
·                     Формирование УУД возможно только в единой системе всеми педагогами школы. Поэтому в каждой школе разрабатывается своя программа формирования и развития универсальных учебных действий в рамках основной образовательной программы. Эта программа специфична для конкретной школы и зависит от особенностей ученического и педагогического коллективов.
·                     Разрабатываются механизмы отслеживания уровня сформированности УУД, чего ранее не было.
Перед нами стоит задача привести существующую работу в систему. Осознанно каждому учителю продумывать, как на каждом уроке формировать УУД.


Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе— это
формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности
У  детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Это  тесно связано с недостаточным  уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
-  регуляции поведения. 
У детей с ОВЗ все это сформировано  в разной степени и, как правило, дефицитарно. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и  технологии  в обучении. 

Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации в обществе.

Но не стоит забывать о том, что речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся с задержкой психического развития.
Для этих детей характерны следующие особенности:
·         у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала;
·         значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением;
·         детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения;
·         у многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.
Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные виды нарушений в развитии познавательной и личностной сфер, и в связи с этим возникают трудности в формировании универсальных учебных действий и трудности в обучении. 
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья 
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения 

-Неумение включиться в учебную работу;
- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
-неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
-недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

Общая характеристика трудностей межличностных  отношений 

Характер взаимодействия ученика и учителя 

- Непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
– боязнь критики, негативной оценки;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми. 

Взаимодействие ученика и других учеников 

– Эгоцентричность, неумение общаться,
повышенная тревожность,
– неумение строить совместную деятельность;
– заниженная (завышенная) самооценка;
– другие трудности… 
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
-неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
-неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности. 

Трудности в обучении чтению, письму 

- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
- перестановки букв и слогов;
- неправильная постановка ударения в слове;
- нарушения понимания прочитанного;
- аграмматизмы при письме и чтении;
- нарушение границ слов. 





Трудности при усвоении русского языка 

- Недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
– трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, не различение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
-неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
- несформированность навыка - применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста. 


Трудности в процессе овладения читательской деятельностью 

- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях
текста; 
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста.
- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д. 

Трудности в изучении математики 

- Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;
- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
- неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
- неумение пользоваться математической терминологией;
- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти егозначение с использованием изученных алгоритмов;
- проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.). 

Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, необходима программа коррекционной работы. 
Требования  ФГОС к  результатам освоения ООП НОО заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении,  изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование современных педагогических технологий: проектной и исследовательской  деятельности, информационных технологий, технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Это дает положительные результаты. Обучающиеся с ОВЗ овладевают навыками работы в группе,  учатся слышать и учитывать разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя, делать самостоятельные выводы, заключения.
Вместе с тем, мы понимаем, что овладение УУД в полной мере и без поддержки специалистов,  различными категориями детей с ОВЗ, существенно затруднено.

       Для овладения УУД в полном объёме учащимся с ОВЗ  потребуется значительно больше времени, чем учащимся массовых школ.

Материалы с курсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий