понедельник, 21 января 2019 г.

Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование универсальных действий

Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий
Игра «Говори наоборот»
Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку
предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».
Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.
Игра «Ассоциации»
Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.
Задания для тренировки памяти
Скажите ребёнку, что сейчас Вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.
Примеры других цепочек слов: - тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива; трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст Вашего ребёнка. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошем уровне развития памяти. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти, очень важной для дальнейшего обучения.
 Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи, шарады, домашние игры-викторнины и т.п. Приведем некоторые примеры.
Загадки
• Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен - поднимают, (якорь)
• Одежду всем дала, а сама всегда гола. (иголка)
• Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя, (болото)
• Над землёй трава, под землёй алая голова, (свёкла)
• Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит, (крапива)
• В доме комната гуляет, никого не удивляет, (лифт)
• Тебе дано, а пользуются люди. (имя)
• Накормишь - живёт, напоишь - умрёт, (огонь)
Логические и математические задачи
• Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько ? (трое)
•Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)
• Во многих сказках герой отправляется за "тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по девяткам, т.е. три раза по девять)
• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
• Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу)
• Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)
•Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
Шарады
• Первое - нота, второе - тоже, А в целом на горох похоже. (фасоль)
• Дремлют два предлога около порога, Потому и тишь, что не пискнет мышь. (кот)
•   Когда мы знаем человека,
    Ему слог первый говорим.
    Второй - в прудах лягушки скажут летом,
     А целое в деревне мы едим. (тыква)
·        Роли я играл на сцене, Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили –
И в посуду превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер-терка)
• Я по России протекаю,
Я всем известная река,
Но лишь прибавишь букву с краю,
Своё значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. (Волга - иволга)
• Предлог с игрой соедините,
И чудо вдруг произойдёт:
Цветок Египта знаменитый
Пред вами сразу зацветёт (лотос)
Загадки-шутки
• Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
• Что вниз вершиной растёт? (сосулька)
• Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)
• На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)
• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
• Каких камней нет в море? (сухих)
• Что находится между рекой и берегом? (и)
• Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)
Обо всём на свете
• Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
• Прибор для определения сторон горизонта, (компас)
• К какому веку относится 2000 год? (XX)
• Какие растения названы именами людей? (Маргаритка, вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)
Какой цветок называют водяной красавицей? (белую кувшинку)
• В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)
• Это африканское растение в народе называют столетник, т.к. раньше считалось,
что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А как ещё его называют? (алоэ) . Что такое террариум? (помещение для земноводных и пресмыкающихся)
• Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)
Что будет изображено на картине, если это пейзаж:? (природа) Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)
• Какие овощи и почему называют растительным мясом? (бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)
• Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у ели - раз в 6-10 лет)
• Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги весной от снега будет много, что тоже очень важно)
• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)
• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)
• Зачем кошки всё время "умываются"? (Они слизывают с себя свой запах. Кошки -хищники. А для охоты очень важно остаться незамеченным)
• В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)
Пословицы. Поговорки. Народные приметы.
 Продолжите народную примету:
• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)
• Соль просыпалась - ... (будет ссора)
• Дым столбом - ... (к морозу)
• Много снега - много ... (хлеба)
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
Игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий
«Разговор через стекло»
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: совершенствование навыков невербального общения.
Процедура: Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. В конце игры идёт обсуждение.
Упражнение «Комплименты и подарки», («Горячий стул»):
Продолжительность: 35-40 минут.
Цель: положительное подкрепление, получение обратной связи.

Процедура: Ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т.д.), а затем преподносят воображаемый подарок, исходя из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится..., я хочу тебе подарить...». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи (велосипед, робот, остров и т.п.), так и недостающие личностные качества, черты характера (смелость, меткость, выдержка и т.д.). Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения (обида, радость, удивление, смех и т.д.). Ведущий следит, чтобы высказывания детей носили корректный и безоценочный характер. Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».

Комментариев нет:

Отправить комментарий