Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий
Игра «Говори наоборот»
Игра способствует развитию умения выделять
противоположности. Ребёнку
предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты
тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот…
да, «маленький».
Можно предложить следующие пары слов: большой -
маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий -
холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик -
учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак,
артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.
Игра «Ассоциации»
Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному
мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь
зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов,
например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда
ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать
ассоциации.
Задания для тренировки памяти
Скажите ребёнку, что сейчас Вы назовете несколько
слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор,
курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь
предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или
иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много
вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее
правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли
предметы мебели…»). Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.
Примеры других цепочек слов: - тарелка, малина,
брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка,
слива; трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход,
глаза, поезд, щеки, самолет. Попробуйте составить свои цепочки слов,
ориентируясь на возраст Вашего ребёнка. Если ребёнок запомнил и правильно
воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошем уровне
развития памяти. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова
на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это
свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти,
очень важной для дальнейшего обучения.
Очень полезны для развития познавательной сферы
загадки, логические задачи, шарады, домашние игры-викторнины и т.п. Приведем
некоторые примеры.
Загадки
• Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен -
поднимают, (якорь)
• Одежду всем дала, а сама всегда гола. (иголка)
• Не море, не земля - корабли не плавают и ходить
нельзя, (болото)
• Над землёй трава, под землёй алая голова, (свёкла)
• Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит,
(крапива)
• В доме комната гуляет, никого не удивляет, (лифт)
• Тебе дано, а пользуются люди. (имя)
• Накормишь - живёт, напоишь - умрёт, (огонь)
Логические и математические задачи
• Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько
? (трое)
•Как разделить пять яблок между пятью девочками так,
чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке?
(отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)
• Во многих сказках герой отправляется за
"тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по
девяткам, т.е. три раза по девять)
• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13
судаков? (13 рублей)
• Трое школьников отправились в сад за яблоками. По
дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое
других шли из сада им навстречу)
• Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько
осталось? (три)
•Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько
страусов осталось? (страусы не летают)
Шарады
• Первое - нота, второе - тоже, А в целом на горох
похоже. (фасоль)
• Дремлют два предлога около порога, Потому и тишь,
что не пискнет мышь. (кот)
• Когда мы знаем человека,
Ему слог первый говорим.
Второй - в прудах лягушки
скажут летом,
А целое в деревне мы
едим. (тыква)
· Роли
я играл на сцене, Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили –
И в посуду превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер-терка)
• Я по России протекаю,
Я всем известная река,
Но лишь прибавишь букву с краю,
Своё значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. (Волга - иволга)
• Предлог с игрой соедините,
И чудо вдруг произойдёт:
Цветок Египта знаменитый
Пред вами сразу зацветёт (лотос)
Загадки-шутки
• Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
• Что вниз вершиной растёт? (сосулька)
• Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)
• На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)
• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
• Каких камней нет в море? (сухих)
• Что находится между рекой и берегом? (и)
• Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)
Обо всём на свете
• Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый,
жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
• Прибор для определения сторон горизонта, (компас)
• К какому веку относится 2000 год? (XX)
• Какие растения названы именами людей? (Маргаритка,
вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)
Какой цветок называют водяной красавицей? (белую
кувшинку)
• В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси?
(в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)
• Это африканское растение в народе называют
столетник, т.к. раньше считалось,
что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А
как ещё его называют? (алоэ) . Что такое террариум? (помещение для земноводных
и пресмыкающихся)
• Как называется тропическое дерево, из плодов
которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)
Что будет изображено на картине, если это пейзаж:?
(природа) Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)
• Какие овощи и почему называют растительным мясом?
(бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)
• Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но
неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает
постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у
ели - раз в 6-10 лет)
• Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или
бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги
весной от снега будет много, что тоже очень важно)
• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех
этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)
• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино
не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)
• Зачем кошки всё время "умываются"? (Они
слизывают с себя свой запах. Кошки -хищники. А для охоты очень важно остаться
незамеченным)
• В Древней Руси вместо денег использовали серебряные
бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали
половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)
Пословицы. Поговорки. Народные приметы.
Продолжите народную примету:
• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это
гость спешит)
• Соль просыпалась - ... (будет ссора)
• Дым столбом - ... (к морозу)
• Много снега - много ... (хлеба)
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
Игры на развитие коммуникативных
универсальных учебных действий
«Разговор через стекло»
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: совершенствование навыков невербального
общения.
Процедура: Группа разбивается на пары. Первым
номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым -
выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между
собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не
могут слышать друг друга. В конце игры идёт обсуждение.
Упражнение «Комплименты и подарки», («Горячий стул»):
Продолжительность: 35-40 минут.
Цель: положительное подкрепление, получение
обратной связи.
Процедура: Ребенок садится на отдельно стоящий
стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет
высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера,
особенности поведения и т.д.), а затем преподносят воображаемый подарок, исходя
из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно
игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится..., я хочу тебе
подарить...». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи
(велосипед, робот, остров и т.п.), так и недостающие личностные качества, черты
характера (смелость, меткость, выдержка и т.д.). Когда все выскажутся, ребенок,
сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении
упражнения (обида, радость, удивление, смех и т.д.). Ведущий следит, чтобы
высказывания детей носили корректный и безоценочный характер. Необходимо, чтобы
все желающие «посидели на стуле».
Комментариев нет:
Отправить комментарий