Дети с задержкой психического развития. Как помочь ребенку учиться
Задержка психического развития может обусловливаться
разнообразными причинами.
В частности, это: наследственная склонность, нарушение
функционирования мозга в период внутриутробного развития, половые осложнения,
хронические и длительные заболевания в ранней возрасте, несоответствующие
условия воспитания и др.
В зависимости от этих факторов различаются различные
формы задержки.
- Конституционного и соматогенного происхождения –
ребенок миниатюрный и внешне хрупкий, структура его
эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые
болезни снижают возможности родителей, общая слабость организма снижает
продуктивность его памяти, внимания, трудоспособности, тормозит развитие
познавательной деятельности.
- Психогенного происхождения – обусловлена
несоответствующими условиями воспитания (чрезмерная опека или
недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения
комплекса раздражений, информации, которая поступает из окружающей среды.
- Церебрально-органического происхождения – стойкая и
сложная, обусловлена поражениями головного мозга ребенка вследствие
патологических влияний (преимущественно во второй половине беременности).
Характеризуется снижением обучаемости даже на низком уровне умственного
развития. и проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствии
познавательного интереса и мотивации обучения.
Значительная часть детей с задержкой психического
развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный
материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. Одновременно, немало
учеников и следующие годы школьного обучения требуют особых условий организации
педагогического процесса из-за значительных трудностей в усвоении учебного
материала.
Ученик, который имеет подобные трудности, требует
тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и
эффективных методов обучения. Работа с родителями таких детей имеет
исключительно важное значение, поскольку их понимание природы трудностей и
соответствующая помощь в кругу семьи способствуют преодолению трудностей в
обучении.
Рекомендации учителям:
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах
ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы,
что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями,
используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как
можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную
мотивации. обучения.
- Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую
выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если
ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите
оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на
занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).
- Расчлените задание на отдельные небольшие части.
Если необходимо – составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания.
Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти
одновременно несколько.
- Практикуйте прикладное использование приобретенных
учеником знаний.
- Совместно с учеником пошагово анализируйте
выполнение задания.
- Разнообразьте учебную деятельность, однако,
обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.
- Задания должны соответствовать возможностям учеников
и исключать чувства стойких неудач.
- Предоставляйте ученикам достаточно времени для
выполнения задания и практического применения новых умений и навыков,
одновременно, достаточно длительное выполнение одного задания может утомить
его.
- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении
исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и
закреплять их. Ученики с трудностями в обучении требуют не авторитарных подходов
в семейных отношениях, а взвешенного, добродушного отношения к ребенку.
- Преодоление трудностей в обучении – это результат
совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и
даже терапевтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий