вторник, 13 августа 2019 г.

Возраст учителя - это важно?


Честно говоря, мне самой не пришло бы в голову рассуждать о возрасте учителей. На такие размышления меня натолкнула полемика вокруг одного из комментариев под моей статьей. Сама статья никакого отношения к возрасту не имела, но один человек высказался о том, сколько лет должно быть учителям, другие возразили...
Дискуссия была длинной и горячей, и пока я ее читала, в голову невольно лезли воспоминания о тех учителях, которые были у меня самой. Несмотря на то, что я училась довольно давно, своих учителей я помню хорошо. Так сложилась жизнь, что я училась в нескольких школах, то есть выборка у меня достаточно широкая.

Три лучших учителя, которые у меня были.

Это совершенно не означает, что у меня было всего три нормальных учителя. Хороших учителей у меня было много, гораздо больше, чем плохих.
Но вот эти трое - они были особенные. Честно говоря, я мгновенно выделила для себя именно этих людей, но долго не могла понять, как объяснить, почему именно они.
Светлана Аркадьевна, учитель начальных классов, мы были у нее вторым
выпуском после педагогического училища и ей было 24 года. Я знаю точно, сколько ей было лет, потому что как - то раз, когда мы проходили вычитание и сложение столбиком, она предложила нам узнать, сколько нам будет лет в 2000 году. Надо было вычесть из 2000 свой год рождения. А потом, мы так же считали, сколько будет лет ей. Так мы узнали ее возраст. Казалось, 2000 год будет так не скоро. Сейчас я удивляюсь, как в 24 года она отлично учила, жизнерадостно проводила внеклассную работу и вела задушевные беседы с учениками по мере необходимости.
Татьяна Николаевна, учитель математики в средних (до 9 ) классах, она была также завучем средней школы и нашим классным руководителем. Довольно большая нагрузка , правда? Ей было на тот момент 40 - 42 года, ее дочь училась в параллельном классе, так что, сведения о возрасте тоже довольно точные. Очень проблемный класс, девяностые годы, самый разгар всего неприятного, что было тогда в стране. Мне кажется, единственное, что было стабильно в жизни многих районных "гопников" - это изучение математики с Татьяной Николаевной. Она рассматривала каждого ученика, как предмет своей заботы. Позже мы поняли, что она находила время в течение года наедине побеседовать с каждым учеником своего класса. Просто о том , о сем , о дружбе, о жизни, о семье , и, между делом, о проблемах в учебе. Мы не знали об этом, потому что каждый думал, что она разговаривала только с ним. Ее уроки никто не прогуливал, у нее было все как - то очень спокойно. Она рассаживала по партам наиболее эффективным, для изучения математики, образом, и никто не пытался пересесть. Если ее назначали замещать кого-то, то мы могли быть уверены, что у нас будет еще одна математика.Обычно те, кто не выучил формулы, на замещениях учили их прямо при Татьяне Николаевне. Ты должен их выучить и все, у тебя нет выхода. Ее совсем не боялись, но как бы это сказать? Все были вроде как внутренне уверены, что, если она так сказала, значит, так будет лучше.
Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы в старших класса, ей было около 65 лет. Она просто нам как- то сообщила, что 10 лет, как на пенсии. Она имела звание заслуженного учителя РСФСР, и сейчас, когда о званиях говорят в скептическом ключе, я всегда вспоминаю, что хотя у меня в жизни была только одна заслуженная учительница, она была прекрасна. Как она рассказывала о своей любимой русской литературе! Я помню, как она читала отрывок из "Мертвых душ" на разные голоса, прямо как актриса, она озвучивала для нас разговор двух кумушек "на смеси французского с нижегородским". Я признаюсь честно, до того, как учительница начала рассказывать об этом произведении, я считала, что это ерунда какая - то. Она просто обожала свой предмет, была от него в восторге и приглашала нас разделить этот восторг. Нам ничего не оставалось делать, кроме как присоединиться. Тогда, конечно, я об этом не думала, а сейчас меня поражает, как она не утомилась 40 лет подряд с восторгом рассказывать подросткам о великой русской литературе.
Эти три женщины были разные не только по возрасту.
Темперамент, манера говорить, вести себя - вообще ничего похожего. Конечно, у них были свои человеческие недостатки и слабости, они не были идеальными, как и все мы.
Общее у них было то, что они, все трое, были очень строги в оценках. Чтобы получить четыре или пять надо было упорно работать над этим. Но знаете, на это никто не жаловался. Эти учителя как бы хотели, чтобы ты повысил свои результаты. Они искренне радовались, когда им удавалось поставить ученику выше, чем обычно, но своих требований не снижали.
Можно сказать, что они выбрали профессию, которая им подходила на сто процентов? Да.
Можно сказать, что у них был Дар Божий? Да, но в чем он заключался? Чем они отличались от тех, кто просто хорошо делал свою работу?
Они вели нас за собой, понимаете? Они нас воспитывали просто тем, что были с нами. Они влияли на формирование характеров учеников, не прилагая к этому никаких дополнительных видимых усилий.
Они были нашими учителями, не только в том смысле, что изучали школьную программу, они были учителями - наставниками.
И уж, конечно, не было никакой проблемы между ними и учениками в том, что им было 24 года или 65 лет.
Возвращаясь к теме статьи, учитель, как и представитель любой другой профессии, не характеризуется возрастом.
Не надо сейчас говорить, что времена изменились, ученики не те, учителя другие.
"Времена всегда одинаковые" , - говорила одна героиня очень известного советского фильма.
https://zen.yandex.ru/media/bitvazaege/vozrast-uchitelia-eto-vajno-5cf92f4a2d133400afd9ca2b

Комментариев нет:

Отправить комментарий