Быть молодым учителем сложно: коллеги часто относятся как к ребёнку, дети не всегда слушаются, зарплата маленькая. Наш блогер, бывшая учительница Кристина Кольцова, рассказывает, какие проблемы есть в современной школе и почему она ушла из школы работать в бар.
Когда ты молодой педагог, всё вокруг страшно и зыбко. С этими страхами сталкивается каждый начинающий учитель. И если вы один из них, согласно кивните, читая это. Если же вы по ту сторону баррикад и ваш ребёнок тоже ходит в школу, но за знаниями, а не за зарплатой, — у вас есть прекрасная возможность взглянуть на это со стороны.
1. Нагрузка
Ваше тело и мозг не привыкли к такой сумасшедшей нагрузке в режиме «отдохнёшь, когда умрёшь». У вас ещё нет практической мудрости во взаимодействии с дураками, тиранами, стариками, взяточниками и манипуляторами, несформировавшимися детьми и такими же взрослыми.
Про университет здесь стоит деликатно промолчать. Он даёт выпускникам только навыки выживания «на сотку», пару дат из истории, имён из персоналий и одного-двух действительно хороших друзей. Хотя, конечно же, это субъективные впечатления. Пугает только, какие одинаковые у выпускников университета субъективные впечатления.
2. Синдром самозванца
Вы никогда не чувствуете себя действительно профессионалом, потому что есть коллеги вдвое старше, опытнее и умнее. В коллективе молодых ребят в офисе, работая в кофейне или баре, вы редко чувствуете себя настолько несмышлёным ребёнком, заигравшимся и натянувшим папины взрослые штанишки и мамины туфли не по размеру. Получаете зарплату вы пополам с гордостью и смутным неоправданным стыдом.
3. Баланс
Вы как акробат над пропастью балансируете между дружелюбием по отношению к детям, особенно старшим, и чёткими личными границами строгости и сухой объективности к ним же. На трибунах сидит самая капризная и вполне закономерно требовательная публика: родители, коллеги, администрация.
4. Страхи
Видите ли, страхи о школе оправдываются, и оправдаются в больших размерах, чем предполагалось. Отношения с деньгами проходят долгий путь примирения, удара в голову, гордого удовольствия и закономерного разочарования. Безграничная и глубокая ответственность за всё происходящее — за каждое слово, за каждый ответ, за процесс работы, за присутствие и отсутствие, за каждое мгновенно принятое решение — перестаёт быть страшным сном о взрослой жизни и становится ежедневной реалией. Камнем на шее, который уже и не замечаешь. И как-то даже привязываешься к нему.
5. Усталость
Восторг от работы сменяется ленивой, иногда и злой усталостью и безразличием. За успех детей и их к вам тёплое отношение перестаёте гореть. Предмет во всех его отношениях становится неинтересен. Сильный и дружный класс, педагогический профессиональный рост кажутся суррогатами успешной и осмысленной жизни, верить в которые стыдно и сложно.
6. Юридическая ответственность
Добавим к этому уже пугающему рецепту юридическую ответственность, бумажное и электронное море отчётов, на которые никто не взглянет. Невозможность отказаться от тренингов, открытых уроков, участия везде. Экскурсии и курсы вне рабочего графика и реплики вроде «Давай ты, ты же молодой педагог, все нововведения в образовании по твою душу, мы своё уже отработали, мы хотим тихо вести свои уроки до скорой пенсии», «Почему у моего сына два?», «Удаляйте это фото из социальных сетей, если хотите работать здесь», «Почему вы на больничном дома не уследили за тем, что два ваших ученика подрались?», «Вашего ученика-ипохондрика забирает скорая, до родителей мы не дозвонились, едете вы» и так далее.
За год работы в таких условиях вчерашние выпускники бегут из школы под предлогом эмоционального и профессионального выгорания.
Для серьёзной части молодых педагогов школа — это карусель, на которой тошнит каждого посетителя, но слезть они не могут по самым разным причинам
Их в школе держит либо исключительная, вызывающая уважение любовь к детям, либо обстоятельства. У всех разные: ипотека молодой семьи, нежная привязанность к своему униженному, но такому удобному положению, преемственность, обречённость, глубокий интерес к деньгам, власти и статусу.
Шесть перечисленных проблем коротко можно назвать чумой, подкосившей молодых специалистов по всей стране. Проблема серьёзна настолько, что из моей школы, а конкретнее из моего корпуса, этим летом ушли четыре молодых учителя. Посчитайте это в процентах, дорогие читатели, если учителей было около 25 всего. Люди, любящие и знающие своё дело, уходят, чтобы буквально выжить. Здорово, если вас кто-то поддержит в решении уйти с пожирающей душу и здоровье работы. А если нет — не переживайте, худшее всё равно позади, вы же работали в школе.
К счастью, эта чума добралась до меня. Мне было 22, у меня была действительно хорошо оплачиваемая работа в хорошей школе (я даже посчитала однажды, моя зарплата там была в девять раз выше предыдущей). Окончила вуз с двумя профилями подготовки, был гордый статус учителя фундаментальных предметов и классного руководителя. Опыт, подопечные и безбрежный океан удушающей ответственности за всё происходящее с ними, какие-то повышения квалификации, какие-то таланты, а потом это всё стало слишком.
Теперь же моя зарплата меньше, и довольно сильно, но я всё ещё не умираю с голоду, а казалось, что это первое, что я сделаю после увольнения. Диплом о высшем образовании я так и не забрала из университета, а в моём подчинении — барная стойка и кофемашина, и, сидя за ней, я иногда ловлю себя на глупой счастливой улыбке человека, который позволил себе пожить.
Иногда уйти — это действительно привилегия, доступная не каждому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий