четверг, 28 марта 2019 г.

Урок в системе деятельностного коррекционно-развивающего обучения.




Особенности
Традиционный
«знаниевый»
Современный
«способностный»
1
Цель
 Формирование ЗУН
 Развитие личности
2
Интегральная характеристика
Школа памяти
Школа развития
3
Преобладающий тип и характер взаимоотношений


 Субъект-объетный
 Субъект-объектный
4
Девиз педагога
Делай как я
Не навреди
5
Характер и стиль взаимодействия
 Авторитарность
Монологичность
Закрытость
 Демократичность
Диалогичность
Открытость
Рефлексивность
6
Формы организации
 Фронтальные
Индивидуальные
 Групповые
Коллективные
7
Методы обучения
 Иллюстративно-объяснительный
Информационный

 Проблемные:
-проблемного изложения
-частично-поисковые, эвристические
- исследовательские
8
Ведущий принцип
продавливания
выращивания
9
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником
 Репродуктивный
Воспроизводящий
 Продуктивный
Творческий
Проблемный
10
Формула обучения
Знание – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность – рефлексия - знания
11
Способы усвоения
  Заучивание
Деятельность по алгоритму
 Поисково-мыслительная деятельность,
рефлексия
12
Функции учителя
 Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предмиетно- дисциплинарных знаний
 Организатор сотрудничества, консультант, управляющий  поисковой работой учащихся
13
Позиция ученика
 Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотивации к личностному росту
 Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности



Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного подхода (те­зис о том, что развитие
личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса; направ­ленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерыв­ному образованию; проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологиче­ских особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности) определяют систему требований к современному  уроку:
1.    Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обу­чающимися исходя из сформулированной (желательно - обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе дея­тельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных де­тей).
2.    Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотива­ми являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведче­ская составляющая содержания.
3.   Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обу­чающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4.    Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны плани­руемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать пере­грузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической ди­агностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
-   находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
-   подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуа­цией, с известной информацией;
-   затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации); активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использо­вания комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
-  является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому ис­пользованию информации);
-  транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
5.    Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образова­тельной деятельности.
6.   Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
7.   Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результа­тивной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных осо­бенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания:
-  характеристика задания (планируемый результат выполнения);
-  мотивационная часть;
-  содержание: условия, вопрос;
-  инструкция по выполнению;
-  время выполнения;
-  образец или описание ответа;
-  критерии оценки;
-  методический комментарий.
8.  Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто кон­тролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
9.   Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно- познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее ме­сто принадлежит ресурсам сети Интернет.
10.   Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внеш­ней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение созна­ния: вопрос - мысль - внутренняя речь - внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обу­чающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).
11.  Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и форми­рования ответственности за результаты своей деятельности.
12.  Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13.  Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая фор­мированию положительной учебной мотивации.
14.  Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охваты­вать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандар­том (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.

Материалы с курсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий