№
|
Особенности
|
Традиционный
«знаниевый»
|
Современный
«способностный»
|
1
|
Цель
|
Формирование
ЗУН
|
Развитие
личности
|
2
|
Интегральная
характеристика
|
Школа
памяти
|
Школа
развития
|
3
|
Преобладающий
тип и характер взаимоотношений
|
Субъект-объетный
|
Субъект-объектный
|
4
|
Девиз
педагога
|
Делай как
я
|
Не навреди
|
5
|
Характер и
стиль взаимодействия
|
Авторитарность
Монологичность
Закрытость
|
Демократичность
Диалогичность
Открытость
Рефлексивность
|
6
|
Формы организации
|
Фронтальные
Индивидуальные
|
Групповые
Коллективные
|
7
|
Методы
обучения
|
Иллюстративно-объяснительный
Информационный
|
Проблемные:
-проблемного
изложения
-частично-поисковые,
эвристические
-
исследовательские
|
8
|
Ведущий
принцип
|
продавливания
|
выращивания
|
9
|
Ведущий
тип деятельности, осваиваемый учеником
|
Репродуктивный
Воспроизводящий
|
Продуктивный
Творческий
Проблемный
|
10
|
Формула
обучения
|
Знание –
репродуктивная деятельность
|
Проблемная
деятельность – рефлексия - знания
|
11
|
Способы
усвоения
|
Заучивание
Деятельность
по алгоритму
|
Поисково-мыслительная
деятельность,
рефлексия
|
12
|
Функции
учителя
|
Носитель
информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предмиетно-
дисциплинарных знаний
|
Организатор
сотрудничества, консультант, управляющий
поисковой работой учащихся
|
13
|
Позиция
ученика
|
Пассивность,
отсутствие интереса, отсутствие мотивации к личностному росту
|
Активность,
наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
|
Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного
подхода (тезис о том, что развитие
личности обучающегося обеспечивается,
прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности
универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных - как основы образовательного процесса; направленностью
образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию; проектированием и конструированием социальной среды
развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной
деятельностью обучающихся; построением образовательного процесса с учетом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися
способности эффективно использовать знания и умения в практической
деятельности) определяют систему требований к современному уроку:
1.
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные,
достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание
осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно
- обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и
умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (что
является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать
и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей).
2.
Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый
действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению
конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной
проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая
содержания.
3.
Практическая
значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения
осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4.
Отбор
содержания. Это значит, что на уроке
должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные
программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная
информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения
систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных)
планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что
максимально эффективно усваивается информация, которая:
-
находится в зоне
актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и
интересами человека);
-
подается в
контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией,
с известной информацией;
-
затрагивает
чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к
информации); активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет
необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации
образовательной деятельности обучающихся);
-
является базовой
для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию
информации);
-
транслируется
другому человеку в процессе вербального общения.
5.
Интегративность
знаний, отработка метапредметных
универсальных способов образовательной деятельности.
6.
Построение
каждого этапа урока по схеме:
постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению -
подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения -
рефлексия.
7.
Необходимо
использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности
обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная
задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся
посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания:
- характеристика задания (планируемый результат
выполнения);
- мотивационная часть;
- содержание: условия, вопрос;
- инструкция по выполнению;
- время выполнения;
- образец или описание ответа;
- критерии оценки;
- методический комментарий.
8.
Подведение
итогов каждого этапа урока
обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что
выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с
целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не
только образовательного результата).
9.
Наличие
блоков самостоятельного получения
знаний обучающимися в процессе учебно- познавательной деятельности с различными
источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети
Интернет.
10.
Организация
парной или групповой работы,
позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать
нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний
(переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи
(психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение
сознания: вопрос - мысль - внутренняя речь - внешняя речь). Обеспечить внешнюю
речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых
вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).
11.
Использование
системы самоконтроля и
взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за
результаты своей деятельности.
12.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Качественная положительная оценка
деятельности обучающихся,
способствующая формированию положительной учебной мотивации.
14. Минимализация и вариативность домашнего
задания. Домашнее задание должно
охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных
образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность
выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных
особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
15. Организация психологического комфорта и условий
здоровьесбережения на урок.
Материалы с курсов
Комментариев нет:
Отправить комментарий