Одним из основных методов научного
исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется
все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии).
Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для
педагогики.
Проблеме методов объективного наблюдения
был посвящен ряд работ таких педагогов, как Л.В. Занков, М.А. Данилов, Н.И. Болдырев, М.Н. Скаткин,
Ю.К. Бабанский, В.Шмидт, Р.Ничковиц. Термин «наблюдение» имеет несколько
значений: житейское понимание наблюдения, учебное наблюдение, педагогическое
наблюдение, инспекторское наблюдение.
Наблюдение как научный метод
– это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических
явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический
материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений
об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом
наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и
отношений в наблюдаемой действительности. Результаты наблюдения зависят от
умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не
только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать
малозаметные черты поведения наблюдаемых.
Наблюдение позволяет широко и многомерно
охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее
достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется
одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность
непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном
времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию
всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее
объективного изучения.
Педагогическое наблюдение – это
непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных
условиях.
К педагогическому наблюдению как методу
сбора информации можно обращаться в различных ситуациях. Во-первых, для
получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого
исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение
изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций. Во-вторых,
наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной
информации.
Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить
следующим образом:
– наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно
сформулированной цели;
–
планомерность и систематичность;
–
объективность;
– наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических
процессов.
Объективное наблюдение
требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут
регистрироваться наблюдаемые процессы и явления, как полученные данные будут
анализироваться и оцениваться.
Планомерность и систематичность создают
условия для объективного наблюдения, помогают преодолеть элементы случайности, присущие
обычному (ненаучному) наблюдению.
Целью наблюдения
как научного метода является, следовательно, не только описание,
фотографирование действительности, регистрация фактов. Наблюдение должно
привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их
уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.
Предметом педагогического наблюдения
является деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и
учащихся. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе
педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их
педагогическом содержании.
В педагогических исследованиях
применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по
видам можно провести по следующим основаниям:
‒
по степени участия наблюдателя в
исследуемой ситуации;
‒
по способу наблюдения;
‒
по длительности наблюдения;
‒
по уровню новизны.
По степени участия наблюдателя в
исследуемой ситуации различают наблюдение непосредственное
и опосредованное.
Непосредственное
наблюдение, как правило, проводит сам исследователь,
непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Это наблюдение, при
котором между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи
устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. При этом
важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям – наблюдение может
быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.
Наряду с открытым, непосредственным
наблюдением существует форма скрытого, опосредованного наблюдения. Это наблюдение, выполняемое не
самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и
заданию исследователя.
Такой метод дает возможность обеспечить
ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее
нормального течения присутствием наблюдателей.
Самонаблюдение
— вид опосредованного
наблюдения, при котором учащийся по заданию исследователя наблюдает за собой.
Например, учащийся фиксирует очередность выполнения домашнего задания по
учебным предметам, а также время, затраченное на подготовку каждого задания.
Таким образом, по результатам самонаблюдений исследователь сможет сделать
выводы об эффективности самостоятельной работы учащегося и разработать
рациональную методику выполнения домашнего задания и распределения времени.
Общие рекомендации по организации
самонаблюдения учащихся:
‒
необходимо помнить о том, что
самонаблюдение доступно старшеклассникам и некоторым подросткам;
‒
учащимся необходимо дать рекомендации по
методике самонаблюдения и фиксирования его результатов;
‒
при обработке данных необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности испытуемых.
Еще одним видом опосредованного
наблюдения является наблюдение
посредством продуктов деятельности учащихся. Например, изучение конспектов
учащихся позволяет сделать выводы об их деятельности на уроке.
По способу наблюдения различают открытое и
скрытое педагогическое наблюдение.
Открытое
наблюдение
– наблюдение, которое протекает в условиях осознанного учителем и учащимися
факта присутствия посторонних наблюдателей. В присутствии посторонних людей
необходим этап привыкания. Результаты опросов показывают, что учителя
небезразличны к присутствию посторонних людей на уроке. Недостатком данного
вида наблюдения является и то, что если наблюдаемые знают о том, что стали
объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий,
подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.
Скрытое
наблюдение
– наблюдение, при котором испытуемые не осознают подконтрольность. Скрытое
наблюдение может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения. В Германии
есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.
По длительности наблюдения
различают наблюдение долговременное и кратковременное.
Кратковременное
(дискретное) наблюдение можно использовать в разных
вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме,
повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность
отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в
течение одного часа, нескольких минут).
Долговременное
наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных
отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.
К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно
заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то
интерес, отклоняются от нормы и т. д. Цель такого наблюдения – обнаружить
причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать.
В педагогике используется также форма
так называемого экспериментального
наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в
обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой, некоторые новые
элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в
естественных условиях занятий и фиксируется.
Наблюдение часто сопровождается и другими
исследовательскими методами, например, педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая
при проведении.
Очень важно, чтобы педагог хорошо
сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения
и какую функцию будет выполнять этот метод.
Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные
стороны.
Важным плюсом данного
метода является то, что оно:
–
непосредственно отражает действительность;
– максимально
приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;
– дает
возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;
– стимулирует
педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.
С
использованием метода педагогического наблюдения связан и ряд трудностей.
Во-первых, педагогу приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и
деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми,
которые образуют фон. Во-вторых, наблюдателю доступны лишь внешние проявления
педагогического процесса. Наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию
наших органов чувств. С помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив
деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся. В-третьих,
организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями
субъективного плана. На качество первичной информации может оказать влияние
несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций,
стереотипов поведения. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении
поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на
происходящее. И наоборот, негативные ожидания способны привести к преувеличенно
отрицательному видению действительности.
Еще одна
особенность метода педагогического наблюдения – сложность, а часто и просто невозможность,
повторения наблюдений. Педагогические процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть»,
чтобы педагог мог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже
состоявшегося события.
Ограниченность
наблюдения заключается в следующем:
– оно не обеспечивает
возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное,
существенное с точки зрения исследуемой проблемы;
– некоторые
явления и ситуации недоступны наблюдению;
– прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;
– полученный
материал часто с трудом поддается статистической обработке;
– излишняя
идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в
деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному
взгляду на реальность.
Некоторые конкретные недостатки метода
наблюдения нельзя в принципе исключить. В первую очередь, все ошибки,
допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее
наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к
ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.
А.А. Ершов выделяет следующие типичные
ошибки наблюдения:
1.
Галло-эффект. Обобщенное впечатление
наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда
давать положительную оценку происходящему.
3.
Ошибка центральной тенденции.
Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
4.
Ошибка корреляции. Оценка одного
признака поведения дается на основании
другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5.
Ошибка контраста. Склонность
наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6.
Ошибка первого впечатления. Первое
впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего
поведения.
Однако наблюдение
является незаменимым методом, если необходимо:
– исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;
– когда нужно получить целостную картину происходящего;
– отразить
поведение обучающихся во всей полноте.
Наблюдение – сложный метод
педагогических исследований. Он требует особой подготовки наблюдателей.
Требования к организации и использованию метода наблюдения для
изучения личности школьника
Для того чтобы наблюдение
было научным и психолого-педагогическим, оно должно быть:
‒ Целенаправленным: проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных
интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных
ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении).
Вырабатывать умение по внешним проявлениям (речи, действиям, движениям, мимике,
поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных
фактов, понять, что оно означает.
‒ Запланированным: должны быть определены
задачи (что наблюдать), продуман план, показатели (что фиксировать), определены
особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
‒ Фиксированным: обязательно должен вестись дневник наблюдения. Запись может быть
сплошной или выборочной (например, в определенной ситуации на уроке, на
перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.)
‒ Систематическим: наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии
с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
‒ Естественным: наблюдение проводится в естественных условиях для учащихся
(например, в ситуации урока), без вмешательства и корректировки происходящих
событий наблюдателем, чтобы ученик ничего не подозревал.
‒ Объективным: в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты,
действия, поведение, речевые и невербальные особенности проявления,
характеризующие суждения и состояния, переживаемые учеником, и на этом
основании следует делать анализ и логические выводы.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
1 этап. Выбор объекта наблюдения.
Например, объектом
педагогического наблюдения может стать познавательная активность учащихся.
2 этап. Формулировка цели
педагогического наблюдения.
Например, установить,
зависит ли уровень познавательной активности учащихся от использования
электронных средств обучения.
3 этап. Определение условий
проведения педагогического наблюдения: непосредственное или опосредованное
наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, непрерывное или дискретное.
4 этап. Составление плана для
проведения педагогического наблюдения. План может включать следующие
структурные элементы: количество человек, участвующих в исследовании; место
нахождения наблюдаемой ситуации; наблюдаемая ситуация; частота и
продолжительность наблюдаемой ситуации; основная задача исследователя.
5 этап. Уточнение критериев оценки
наблюдаемых явлений. Например, критериями оценки познавательной активности
учащихся могут стать количество задаваемых учащимися вопросов, количество
пояснений и уточнений заданий, эмоциональное отношение учащихся к предложенным
заданиям, проявление творческого подхода при выполнении заданий.
6 этап. Выбор методики и техники
накопления и фиксирования фактов. Разработка протокола для занесения
результатов педагогического наблюдения. Техника фиксирования результатов
наблюдений может также заключаться в заполнении дневника.
7 этап. Проведение педагогического
наблюдения в соответствии с составленным планом и заполнение протокола.
8 этап. Анализ результатов и
формулировка выводов. Результаты педагогического наблюдения могут быть
обработаны с помощью статистических методов.
Фиксацию
процесса наблюдения удобно вести и оформлять записи в виде различных схем
(карту наблюдений)
Первая колонка:
предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста ребенка,
которые педагог собирается наблюдать, ситуация, в которой проводится наблюдение.
Вторая колонка: на что важно
обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно
задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир,
который поможет вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный
анализ их высказываний, жестов, поступков.
Третья колонка: необходимые
текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и
предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации
собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников. Она может
содержать описание фактов учебной и интеллектуальной деятельности обучающегося:
- особенности проявления
свойств и видов внимания;
- качество выполнения
заданий;
- особенности восприятия,
запоминания и воспроизведения учебного материала;
- активизация мыслительной
деятельности, творческого воображения;
- факты
поведения ученика, его действий, общения, отношений с учителем, одноклассниками,
и др.
Полученные
фактические данные обязательно записываются или в ходе наблюдения, или сразу
после него.
Четвертая колонка:
выводы, направленные на решение учебно-воспитательных и
коррекционно-развивающих задач. Колонка, заполняется по итогам.
Рекомендации по организации наблюдения
‒ Наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию.
‒ Необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы,
речь, мимику. По данным проявлениям можно судить о внимании обучающегося.
Например, если ребенок занят каким-либо видом деятельности, то следует отметить
время начала и окончания этой деятельности, а также в пределах этой
деятельности фиксировать отвлечение, переключение, распределение внимания.
‒ На основании полученного материала делаются выводы о личностных
особенностях, характеризующих обучающегося (чертах характера, интеллектуальных
свойствах, способностях, отношении к учению и др.).
‒ Результаты наблюдения сравниваются с показателями и данными об
ученике, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик, и
делаются обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.
Современное образование ставит
во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные
возможности и потребности. Создавая соответствующую такому подходу
образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется
педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к
конкретному ученику.
Список источников
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и
индивидуальный подход. М.: Знание, 1992 - 80 с.
2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления
учащихся / Под ред. Якиманской И.С., М.: Педагогика, 1989.- 221 с.
3. Миронов Л. Как лучше узнать ученика// Методическая работа в школе,
2010, №4
4.
Попова Г.В. Изучение и диагностика индивидуальных особенностей
личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания.
[Электронный ресурс] Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/243-002-573
5.
Практикум
по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,
1999.
6.
Психология
человека от рождения и до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - Спб. – М.,
2002.
7.
Сапогова,
Е.Е. Психология развития человека / E.E. Сапогова. – М., 2001.
8.
Столяренко,
Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М., 1999.
9.
Цукерман
Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь». - Томск, 1992, вып.
10
10.
Якиманская
И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1992, вып.
2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий