Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее
влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать
результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о
конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского
образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально
определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые
применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень
владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический
словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е.
способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с
социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и
т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную
деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает
себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и
письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности
человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в
быту.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их
показатели:
Общая грамотность:
написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не
испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление,
заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать
информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и
распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать
графические редакторы.
Грамотность действий в
чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам;
заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать
необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных
текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать
числовую информацию.
Коммуникативная:
работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться
колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным
требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками:
перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем
городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов
бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные
бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых
проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных
сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;
использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями;
ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и
общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и
интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента,
Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным,
административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать
предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны
рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий
уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах
партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Наиболее
эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах,
парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
Коллективная работа
имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает
ситуация коллективного взаимодействия.
Если работу в группах мы
провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на
каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.
Важной дидактической
единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно
работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач
(орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения,
как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
Формирование функциональной грамотности – это
непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и
методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать
инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Функциональная
грамотность - индикатор общественного благополучия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий