понедельник, 27 сентября 2021 г.

Функциональная грамотность в начальной школе

 

Требования ФГОС таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

Это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.   Простыми словами, функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия участвует в международных оценочных исследованиях и стремится занять  высокие позиции в рейтингах школьного образования. Поэтому развитие функциональной грамотности в том числе в начальном образовании становится  актуальной задачей педагога.

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и др..

Учебный предмет “Русский язык” непосредственно ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Свои знания могут успешно применять и на других уроках. 

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.  Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
 
  Главной задачей уроков математики являются -интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.  

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,  отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе способствуют задания и виды деятельности, соответствующие уровню развития логических операций и приемов. Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоит  задача - развить мышление обучающегося. Это значит: Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, память и внимание,  фантазию и воображение, пространственное восприятие, моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику,  коммуникативные способности - способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся начальной школы направлен на сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира. 
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.   
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

                        

            Необходимо учить видеть в прочитанном тексте не только явную информацию. В обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Конечно, формирование функциональной грамотности продолжается и во внеурочной деятельности.

Но пособий, которые способствуют этому, к сожалению, пока не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям.

Также появляются задания на различных образовательных сайтах. Так,

  Яндекс.Учебник подготовил комплекс заданий для развития умений по работе с информацией   для учеников 1–4-х классов. Ребята  будут учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий