Требования
ФГОС таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось
понятие «функциональная грамотность».
Это определенный
уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Простыми словами, функциональная
грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения
повседневных задач.
Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия участвует в международных оценочных исследованиях и стремится занять высокие позиции в рейтингах школьного образования. Поэтому развитие функциональной грамотности в том числе в начальном образовании становится актуальной задачей педагога.
Для того, чтобы быть успешным в
обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить
её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и –
что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на
каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в
рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и др..
Учебный предмет “Русский язык” непосредственно
ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с
этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и
закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем;
навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком
нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Свои знания
могут успешно применять и на других уроках.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает
овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с
произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а
также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке
создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на
заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища
(на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё
отношение к прочитанному, к услышанному.
Учебный предмет “Математика” предполагает
формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на
плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху,
между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени,
умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Наибольший эффект при этом может быть
достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
Главной задачей
уроков математики являются -интеллектуальное развитие ребенка, важной
составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Развитие у детей логического мышления – это одна из
важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять
умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным
правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная
работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой
задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные
логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое
использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет
математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным
и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной
направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности
жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени
языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же
время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности
человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать
правила безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение
учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки
различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей
личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей,
осознания собственного достоинства.
Процесс формирования и развития функциональной
грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из
предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования
навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить
с помощью таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной
грамотности на уроках в начальной школе способствуют задания и виды
деятельности, соответствующие уровню развития логических операций и приемов. Самый высокий уровень – это оценка.
Перед учителем начальной школы стоит задача
- развить мышление обучающегося. Это значит: Из наглядно-действенного перевести
в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности,
память и внимание, фантазию и
воображение, пространственное восприятие, моторную функцию, способность
контролировать свои движения, а также мелкую моторику, коммуникативные способности - способность общаться,
умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Мониторинг функциональной грамотности обучающихся начальной
школы направлен на сравнение
уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах
мира.
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности:
грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.
Базовым навыком функциональной
грамотности является читательская грамотность.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание,
особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой
саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет
над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки
чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне
объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не
только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать,
делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского
языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области,
основой развития ключевых компетентностей.
Необходимо
учить видеть в прочитанном тексте не только явную информацию. В обычной жизни в
любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем
билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра
– всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько
нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя
информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный
текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её
внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную
информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения
музеев исходя из их расположения и так далее.
Конечно, формирование
функциональной грамотности продолжается и во внеурочной деятельности.
Но пособий, которые способствуют этому, к сожалению, пока не так много. Это
связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много
факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать
возрасту детей и их когнитивным особенностям.
Также появляются
задания на различных образовательных сайтах. Так,
Яндекс.Учебник
подготовил комплекс заданий для развития умений по работе с информацией для учеников 1–4-х классов. Ребята будут учиться ориентироваться в источнике
информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий