четверг, 25 февраля 2021 г.

В классе гиперактивный ребёнок: что делать учителю?

Почти каждый учитель в школе сталкивается с детьми, которые постоянно суетятся, отвлекают от урока соседей, выкрикивают с места ответы, не подумав, вступают в конфликты или нарушают ход занятия. Часто причиной такому поведению становится синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

 

Что нужно знать о СДВГ, какие у него признаки, как понять, что у ребёнка именно этот синдром, и как работать с гиперактивными детьми, рассказывает автор курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю», учитель литературы, создатель форума «Наши невнимательные гиперактивные дети» и мать ребёнка с СДВГ Ирина Лукьянова.

Что такое СДВГ и как он проявляется?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо-поведенческое

расстройство развития, начинающееся в детском возрасте, при котором человек чрезмерно активен и импульсивен, ему сложно сконцентрироваться и поддерживать внимание. Симптомы СДВГ проявляются регулярно и в любой обстановке, обычно не соответствуют возрасту и создают трудности для ребёнка, его родителей и окружающих.

Выделяют три группы симптомов СДВГ:

 

Гиперактивность

Ребёнок с СДВГ постоянно ёрзает, не может спокойно сидеть на одном месте. При этом ключевое слово для такой активности — бесцельная. Этим гиперактивность отличается от повышенной познавательной активности.

 

Импульсивность

Ребёнок не может дождаться своей очереди, перебивает, вмешивается в разговоры и говорит, не подумав. Эта особенность обусловлена биохимией мозга, она не позволяет ребенку сделать паузу между стимулом, который поступает извне, и реакцией на него. Он реагирует моментально, и требования взрослых лучше выучить правила поведения здесь не помогут.

 

Невнимательность

Способность управлять своим вниманием появляется у человека примерно в 4 года, но у детей с СДВГ она формируется значительно позже, как считается, с отставанием примерно на 30% от их календарного возраста. Они по-прежнему обращают внимание на то, что блестит, громко звучит или мелькает.

Выделяют три типа СДВГ с разными признаками:

·   преимущественно гиперактивно-импульсивный

У детей с этим типом расстройства сильнее выражена гиперактивность и импульсивность. Чаще всего этот тип встречается у мальчиков.

·   преимущественно невнимательный

Этот тип чаще всего встречается у девочек. При этом он часто своевременно не диагностируется, потому что нет импульсивности и гиперактивности, которые сразу бросаются в глаза. Ряд учёных выделяют эту форму в отдельное расстройство — синдром дефицита внимания (СДВ).

·   смешанный

У такого типа три группы симптомов СДВГ выражены примерно одинаково.

Причины СДВГ

СДВГ — это не только симптомы. При этом расстройстве у детей наблюдается дисфункция управляющей системы мозга, которая отвечает за организацию, планирование, самоконтроль, постановку целей, программирование своей деятельности, рефлексию. Эта система у детей с СДВГ формируется с отставанием на несколько лет, поэтому они ведут себя соответственно младшему возрасту.

Большинство учёных сегодня сходится на том, что в 60-70% случаев причины у подобных нарушений генетические. Причинами СДВГ могут также стать неврологические нарушения, проблемы во время беременности и родов и в некоторых случаях — травмы, заболевания и воздействие токсичных веществ после рождения.

После подросткового возраста симптомы СДВГ могут сгладиться совсем, но могут и сохраниться. Сохраняется синдром примерно у 40% людей, но они учатся с ним жить и адаптируются к нему.

 

«Почему синдром с возрастом не проходит, наука точно не знает. Считается, что он сохраняется в 40% случаев. От чего это зависит, пока неизвестно, об СДВГ вообще известно далеко не всё. Поэтому лучше говорить не о том, что сделать, чтобы синдром прошёл, а о том, как справляться с тем, что ребёнку даётся трудно, как это компенсировать за счёт того, что ему даётся хорошо, как опираться на его сильные стороны».

Поставить диагноз СДВГ ребёнку может только квалифицированный специалист, потому что те же симптомы могут вызываться другими расстройствами. Например, такие признаки СДВГ как невнимательность и неорганизованность могут быть у тревожных детей, которые переживают из-за каких-то проблем, или у детей, у которых по каким-то причинам развилась депрессия. Расстройства могут существовать независимо от СДВГ или сопутствовать ему.

СДВГ у детей часто сочетается с расстройством аутистического спектра; расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.

Как учителю работать с гиперактивными детьми

В школе у детей с СДВГ возникают проблемы, потому что от них требуют тех качеств, которые у них в дефиците: воли, организованности, внимательности, способности следовать инструкциям. Детям трудно учиться, устанавливать отношения со сверстниками и со взрослыми, сложно управлять своим поведением и эмоциями. Даже при высоком интеллекте им часто становится сложно справляться со школьной программой, и они начинают отставать. Дети с СДВГ часто подвергаются травле, особенно если у них присутствует сопутствующее расстройства вроде тика.

Работу с детьми с СДВГ сильно облегчает наличие инклюзивной службы в школе, а также рекомендации от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Но инклюзивная служба есть далеко не в каждой школе, а в заключении ПМПК нет полного плана действий для учителя.


Вот несколько советов о том, как строить отношения с гиперактивными учениками и что делать учителю:

Поймите, какую нагрузку может вынести гиперактивный ребёнок

В первые недели работы с гиперактивным ребёнком учителю нужно понять, какой уровень нагрузки он в состоянии вынести, как быстро он устаёт, сколько времени может удерживать внимание. Важно понять, какими способами можно привлечь внимание ученика и как вернуть его обратно к учебной деятельности, когда он отвлекается. После этого вам будет легче планировать уроки с учётом его особенностей.

Установите дисциплину

Для комфорта всех учеников важно установить правила пребывания в школе, которые будут распространяться на всех детей. Так будет меньше поводов для конфликтов и претензий, и работа с детьми с СДВГ будет проще. Правила нужно прописать чётко, чтобы они были понятны каждому, и разместить их на видном месте. Гиперактивным детям особенно сложно удержать в памяти много информации.

Кроме правил нужно обговорить, какие последствия ожидают учеников в случае их несоблюдения. Так как гиперактивные дети очень быстро теряют мотивацию, для них последствия должны быть более масштабными, им недостаточно устной похвалы или выговора.

Думая о том, что делать учителю при работе с гиперактивными учениками, нужно понимать, что жёсткая дисциплина — не подходящий вариант. В классе, где ребенок боится учительского гнева, мотивации учиться у него не будет. Поэтому учителю важно объяснить, для чего правила устанавливаются, и обговорить, какие обязанности есть у всех участников учебного процесса.

Поймите, какие ситуации могут спровоцировать у ребёнка эмоциональный всплеск

Начиная работу с детьми с СДВГ, в первые недели учёбы понаблюдайте за учениками и поймите, на что они эмоционально реагируют, что выводит их из себя, что провоцирует у детей гиперактивное поведение, и в будущем старайтесь избегать подобных ситуаций.

Если планируется мероприятие или событие, на которое ученик может эмоционально среагировать, например, школьный праздник, поездка или разбор какого-то конфликта в классе, в начале напомните ребёнку, какие нужно соблюдать правила и что будет за их нарушение.

Если же ребёнка захлестнули эмоции, нужно постараться аккуратно вывести его из этого состояния — напоить водой, отвести в тихое место, обнять. Помните, что в таком состоянии лучше не обсуждать причины гиперактивного поведения ребёнка и не ругать его, потому что так можно только ухудшить ситуацию и довести его до нервного срыва.

Если ученик задевает кого-то во время урока так, что это привлекает внимание всего класса, лучше остановить урок и сразу разобраться в произошедшем. Ребёнок с СДВГ не всегда может понять, почему поступает конкретным образом и часто не осознаёт, почему это плохо. Постарайтесь спокойно объяснить ему, в чём проблема его реакции. Можно действовать с помощью наводящих вопросов: как ты думаешь, почему он/она расстроился/лась? как можно было поступить иначе? как можно было отреагировать?

Если класс не успел отвлечься или прилюдное обсуждение неуместно, можно предложить ребёнку поговорить о том, что случилось, после урока. Но не оставляйте случившееся без внимания.

Поддерживайте работоспособность ученика

У детей с СДВГ бывают колебания работоспособности: гиперактивное поведение ребёнка сменяется усталостью, некоторые засыпают на уроке, кто-то может упасть в обмороки. Чтобы бороться с утомляемостью ребёнка, можно чередовать виды деятельности, проводить физкультминутки, устраивать игровые уроки, викторины, давать загадки, проводить работу в парах или группах.

Чтобы ученики не заскучали, не бойтесь проявлять свои актёрские навыки, используйте наглядный материал, презентации, картинки, видео и чередуйте между собой. Давайте задания, для которых нужно сделать что-то руками: что-то наклеить, раскрасить, построить — всё это особенно при работе с гиперактивными детьми,.

Давайте детям с СДВГ в школе возможность улучшить самочувствие на уроке. Если ребёнку сложно сидеть на одном месте, он ёрзает, вертится на стуле, отвлекает соседей, разрешите ему встать, потянуться, пройтись туда-сюда, или, если это неприемлемо, походить в классе там, где он не будет привлекать к себе лишнего внимания, чтобы восстановить настрой на занятия. Если вы видите, что ребёнок утомился слишком сильно и лежит на парте, в этом случае может понадобиться помощь школьной медсестры, или можно дать ему посидеть на следующем уроке в тихом месте — например, в кабинете психолога, а затем вернуться к урокам. Если он совсем не может работать, стоит связаться с родителями и выяснить, можно ли отпустить его домой.


Хвалите ученика за небольшие достижения

Бывает, что когда ребёнок с СДВГ в школе получает большое задание вроде сочинения, ему становится страшно от его объёма, он боится не справиться, так как не может разделить работу на составные части. Здесь учителю важно помочь ученику сориентироваться. Может подойти технология «съесть слона по частям», когда ребёнок вместе с педагогом делит большую задачу на маленькие. Например, можно выписать на листок последовательность действий для решения той или иной задачи и по очереди вычёркивать сделанное. Хвалите ученика за каждый «съеденный кусочек».

Кроме этого, часто дети с СДВГ склонны ругать себя, когда у них что-то не получается. Постепенно приучайте его не ругать себя за несделанный объём работы, а хвалить за то, что уже сделано. Старайтесь создавать для ученика ситуации успеха: давайте задания, с которыми он может справиться, словарный диктант замените, к примеру, на небольшой доклад на интересующую его тему.

Замечайте, когда ученик говорит ценные вещи, и обращайте на это его внимание. Так он осознает, что у него бывают полезные идеи, и поймёт, в какую сторону ему нужно двигаться.

Создайте для детей с СДВГ в школе островок безопасности

Найдите дело, в котором ученик успешен, в чём у него есть талант. Иногда это игра на гитаре, иногда школьные сценки или театральный кружок. Хвалите ребёнка за достижения в этих сферах и давайте проявлять себя чаще. Так он будет меньше концентрироваться на неудачах в учёбе.

Такой островок можно создать и в физическом смысле: поставить в конце класса кресло и отгородить его ширмой. Сюда ученик сможет приходить во время урока, чтобы справиться с нахлынувшими эмоциями, отдохнуть и восстановить силы.

Идите навстречу ребёнку в вопросах организации обучения

Детям с СДВГ бывает трудно рассчитать время на задание. Чтобы облегчить им работу, можно давать им дополнительные сигналы о том, что прошла половина отведенного времени, осталось 10 минут, пять минут и так далее. Можно давать детям немного дополнительного времени на работу, если они не успевают закончить.

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Если ученику трудно писать, он может сдавать домашние работы в электронном виде, если ему трудно отвечать устно, позволить сдать вместо письменное сочинение вместо пересказа.

Многим детям с СДВГ в школе легче концентрироваться на работе, если при этом они делают что-то параллельно. Это может быть игрушка, которую ученик тискает в руках и таким образом снимает двигательное напряжение и сосредотачивается. Некоторым детям легче справляться с письменной работой в наушниках. Слушать музыку для них – это способ построить звуковую завесу между собой и миром, успокоиться, настроиться на рабочий лад и не отвлекаться на внешние раздражители. Поэтому если ученик просит разрешения включить себе музыку, не стоит этого запрещать.

О том, как учителю позаботиться о себе, если ситуация с поведением в классе детей критическая, мы рассказываем в другой нашей статье


 https://teacher.yandex.ru/posts/v-klasse-giperaktivnyy-rebenok-chto-delat-uchitelyu-chast-1

Комментариев нет:

Отправить комментарий