Конечно
каждому учителю хотелось бы зайти в класс, а там — доска готова, класс
стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать
вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба
дает хорошие результаты.
«Больной вопрос — дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины».
«Дети ничего не боятся, не понимают
требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что
это не только у меня в классе».
Дисциплина не сводится к тому, чтобы
заставить детей делать то, что вы от них хотите. Это то, что делают
диктаторы, а вы не диктатор - вы педагог. Дисциплина не является
контролем извне; это порядок изнутри. Как правильно сделать замечание,
как удержать внимание детей? Многие приходят к этому, набив не одну
шишку.
Учителя предлагают практические
способы, которые помогут вам достичь дисциплины в
классе. Воспользуйтесь
их опытом и превратите свои уроки в место, где школьники учатся и
наслаждаются учебным процессом.
- Произведите правильное первое впечатление.
Одна из наиболее важных стратегий
поддержания дисциплины в классе, которую необходимо помнить - произвести
правильное впечатление на ваших учеников в самом начале, при первом
знакомстве. Дети внимательно оценивают каждое движение, взгляд учителя в
течение первых нескольких минут и понимают, как себя надо вести. Они
очень чувствуют неуверенность учителя. Поэтому
тверже голос, уверенней взгляд, больше решительности.
- Приветствуйте школьников при входе в класс.
Приветствуйте их по имени, чтобы
почувствовать их настроение/темперамент, говорите им что-нибудь приятное
(комплимент). Это устанавливает позитивный тон для урока или для
учебного процесса.
- «Соберите» внимание школьников перед началом урока.
Убедитесь, что вы привлекли их
внимание, прежде чем начать урок: это может быть коротенькая история из
жизни, небольшая шутка, интересный случай.
- Будьте конкретными.
Часто шум и гам на уроке возникает
из-за того, что ученики не совсем понимают, что конкретно от них хочет
услышать учитель. Использование трудных для понимания терминов,
неоднозначные пояснения, инструкции могут привести к
недисциплинированности, шуму в классе. Постановка четких и точных
инструкций, задач является одним из наиболее эффективных методов
управления классом.
- Будьте последовательными.
Создание правил поведения и
соблюдение их очень важно для поддержания дисциплины в классе. После
того, как вместе с ребятами вы составите правила, договоритесь, при
каких условиях и как именно они будут действовать. Будьте
последовательны в своих действиях, сверяйтесь с договоренностями.
- Добавляйте немного юмора.
Юмор
разрешает даже самые сложные ситуации. Веселая история может мгновенно
ослабить напряжение между учителем и учениками в ходе урока. Тем не
менее, не путайте юмор с сарказмом, если только вы не хотите испортить
ваши отношения с детьми. Не смущайте и не унижайте своих учеников под
именем юмора.
- Демонстрируйте уважение.
Если вы проявляете уважение, доверие,
интерес и вежливость в повседневных отношениях со школьниками, они
ответят вам тем же. Школьники быстро перенимают манеру поведения. Если
вы заработаете авторитет в классе, ученики будут ценить каждый урок и
контролировать свое поведение. Не забывайте хвалить, отмечать учеников,
если они поддерживают дисциплину.
- Используйте «тихое» вмешательство.
Когда вы видите школьника, который
плохо себя ведет, отвлекает других, сделайте замечание, но незаметно.
Произнесите его имя в ходе объяснения материала, например: «В качестве
примера, давайте измерим рост Саши в сантиметрах». Саша, который
отвлекал своего соседа, услышав свое имя, вернется обратно на урок.
- Управляйте грамотно временем.
В своей книге «Ключевые элементы
управления классом» Джойс Маклеод, Ян Фишер и Джинни Гувер объясняют,
что дисциплина зависит от грамотного
планирования времени
на уроке. Проблемы с дисциплиной, как правило, возникают, когда ученики
расслабляются, устают и теряют интерес. Чтобы держать их в тонусе,
необходимо планировать все этапы урока, продумывать каждую минуту.
Старайтесь делать уроки интерактивными. Чередуйте теоретический материал
с практическими заданиями. Например, можно провести игру, разделить
ребят на группы и дать им коллективное задание. Если урок будет активным
и динамичным, у детей будет меньше времени на посторонние разговоры или
действия.
- Проводите параллели с жизнью.
При объяснении тем урока проводите
параллели, находите связи с современной жизнью. Чем больше вы будете
уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше
шансов заполучить внимание детей.
- Относитесь ко всем одинаково.
Старайтесь относиться ко всем своим
ученикам одинаково: не делите их на «любимчиков» и «не любимчиков». Дети
достаточно умны, чтобы определить, нравятся ли они вам или нет.
Следовательно, не делайте ваши предпочтения очевидными перед классом.
- Начинайте каждый день заново.
Это не означает, что вам каждый день
необходимо придумывать новый план, как завладеть вниманием класса. Как
бы ни сложился ваш день, какие бы отношения не сложились с классом в
предыдущий день - каждый день с чистого листа, как будто ничего не было:
ровный уверенный голос, приветливое лицо.
- Привлекайте родителей.
Родители играют огромную роль в
успеваемости и поведении детей. В течение учебного года необходимо
периодически связываться с родителями и сообщать не только о плохом
поведении, но и об успехах их детей.
Сколько существует школа, столько
существует и проблема с дисциплиной. Волшебной таблетки, увы, нет. Но
есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины
учителя. Если вы предъявляете строгие требования к себе, уверены в своих
силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
https://znanio.ru/news/105
Комментариев нет:
Отправить комментарий