Тема: «Чтение.
Работа с информацией и текстом»
Стандарты
ФГОС предполагают развитие личности, которое должно соответствовать требованиям
современного общества. Под этим подразумевается способность к осуществлению
коммуникативного процесса, способность свободно ориентироваться в большом
потоке информации, а также способность быстро решать учебные задачи. Все вышеперечисленное
возможно в случае, если у ребенка развит читательский интерес и сформирована
читательская культура.
Социолог
С.Н. Плотников сформулировал ключевые отличия в
умственном развитии читающего
ребенка. Он считает, что те ученики, которые много времени проводят за чтением
книг, способны глобально мыслить, охватывая целое произведение и вычленять из
него взаимосвязанные события. А также они могут дать адекватную оценку
происходящему и принять правильное решение. У читающих детей развитая память и
творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый
словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими
людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в
поведении.
Таким
образом, чтение влияет на социальное развитие ученика. Чтение, грамотность,
общекультурная подготовка, умение работать с текстами разной сложности – все
это является необходимым условиями для профессиональной и социокультурной реализации
школьников в обществе. В таком случае чтение выступает высшей формой
самопознания.
В
федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются
междисциплинарные программы:
●
в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом»;
●
в основной школе - «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Междисциплинарные
- то есть способствующие созданию целостной системы работы по формированию
читательской грамотности. Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в
основе формирования любых УУД.
Актуальность
формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных
исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где учащиеся 4-х классов
показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние учащиеся –
стабильно низкие. Получается, что в начальной школе растет число хорошо
читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже
и хуже. А это значит, что, если не создавать условия для формирования
читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути
учебного провала.
В
исследовании PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать
и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей,
требуемых обществом и/или ценных для индивида. С опорой на разнообразные тексты
читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться,
чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для
собственного удовольствия».
Читательская
грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех
групп читательских умений:
1. Ориентация в содержании
текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
2. Интерпретация текста.
3. Рефлексия на содержание
текста или на форму текста и его оценка.
Первая
группа связана с
общими умениями работы с текстом: понимание содержания текста и ориентация в
нем. Учащиеся должны уметь:
–
определять основную идею, тему текста;
–
искать и находить очевидную и неочевидную информацию (ориентация в
тексте);
–
формулировать выводы и делать заключения с опорой на факты,
поданные в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, осознание
основной идеи).
Приведем примеры формулировки вопросов и заданий, которые ставятся
перед учениками для формирования данной группы умений:
–
найти в тексте конкретные сведения;
–
с опорой на содержание текста объяснить значение слова, выражения;
–
определить тему или основную мысль текста (в случае, если она явно
выделяется из текста);
–
определить время и место действия;
–
установить связь между событиями;
–
объяснить вывод, сделанный главным героем;
–
проанализировать факты, доказательства, мотивы поступков героев и
сделать общее заключение.
Вторая
группа умений
направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Необходимо сформировать у учащихся умения:
– анализировать,
интерпретировать и обобщать информацию из текста;
– формулировать более
сложные выводы и давать оценку воспринятым фактам.
Формулировки
вопросов и заданий должны быть направлены на то, чтобы:
–
распознать общую идею или тему текста;
–
понять отношения между героями;
–
сравнить или противопоставить информацию из разных частей текста;
–
понять настроение и общий тон повествования;
–
найти практическое применение информации, полученной из текста;
–
оценить правдоподобность описанных событий;
–
осмыслить, какими средствами автор воспользовался, чтобы сделать
неожиданную концовку;
–
оценить полноту и ясность информации, представленной в тексте;
–
определить отношение автора к основной теме текста.
Третья
группа умений
включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения
разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без
использования дополнительных знаний.
Для
проявления данной группы умений ученик должен быть подготовлен:
– читать объемные тексты;
– работать с информацией,
которая не лежит на поверхности;
– находить нужную
информацию в ситуации, когда составные части этой информации сообщаются не в
прямом порядке;
– работать в ситуации,
когда часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков,
карт;
– работать с
противоречивой информацией, которая требует критической оценки;
– формулировать гипотезы с
опорой на предложенную в тексте информацию;
– работать с высказанными
мнениями, которые не соответствуют его личным представлениям.
В Стандартах второго поколения (ФГОС) и в начальной, и в основной
школе очень подробно расписаны составляющие этих групп. И для того, чтобы
каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать, приемы и
способы их формирования.
Для формирования читательской грамотности сегодня активно
используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и
алгоритмы работы с несплошными текстами.
Понятие «текст» на современном этапе
трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные
изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с
печатными современный человек может читать и электронные книги, большой
популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить
ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».
К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
–
описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека,
места, предмета и т.д.);
–
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо,
статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое
содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
–
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация
собственного мнения).
К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы
(кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные
билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
На секции 1-х классов выступили:
Панова Светлана
Анатольевна МАОУ, «Школа №18» - « Чтение с удовольствием»
Пестрякова Марина
Сергеевна, Брылина Ольга Сергеевна, МАОУ
«Школа №18» - « Нетрадиционные приемы работы с текстом»
Боева Юлия Эдуардовна,
МБОУ «Школа №3»- «Формирование навыков скорочтения у детей младшего школьного
возраста»
Швейнфорт Александра Эдуардовна, МАОУ "Школа №10"- «Прием
критического мышления. Кубик Блума»
Бикбулатова Ирина
Вакильевна, библиотекарь МБОУ «Школа №1»- «Формировании читательской культуры
посредством работы школьной библиотеки»
САЙКОВА ЕКАТЕРИНА
ДМИТРИЕВНА «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ через использование заданий тренировочного характера»
МОЛОДЫХ ОЛЬГА
СЕРГЕЕВНА «МЕТОДИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Э.БОНО НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ».
В каждом образовательном учреждении необходимо создать систему
учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя
как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь
это отразится на результатах единого государственного экзамена, потому что
группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны
продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными
материалами.
Только систематическая работа по формированию читательской
грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования
грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь
инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в
учебной, и во внеучебной работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий