Виктор Гаврилов размышляет о случаях агрессии в российской школе и эффективных способах решения проблемы.
Мы часто слышим фразу: «Во всем виноват учитель!» Порою кажется, что в любой российской беде можно обвинить учителя.
Не так давно в одном поселке мальчишка
повесился из-за того, что его не допустили к экзамену по математике. Педагог посчитала, что школьник с ним не справится, нужно позаниматься с репетитором. Ребенок решил наказать «плохого» учителя и повесился. Родители, общественность, руководство от образования считают виноватым… понятно кого. И даже психолог, на котором лежит ответственность за психологическое состояние ребенка, свалил вину на учителя. По мнению специалиста, «можно было бы и тройку поставить, чтобы не травмировать»… И как в этой ситуации должен чувствовать себя педагог?
Эта история не уникальна. И демонстрирует она только одно: в обществе объявлена «охота на ведьм», точнее, на учителей, это настоящая травля, буллинг, информационная война. Вы скажете, что я сгущаю краски. Попробую аргументировать.
В ноябре-декабре был поднят настоящий «хайп» в СМИ, журналисты наперебой рассказывали страшные истории про жестоких педагогов. Учитель начальных классов школы №37 Комсомольска-на-Амуре несколько раз ударила 9-летнего ученика. Поводом для рукоприкладства стало поведение мальчика — он мешал вести урок. Под Томском педагог ударила ребенка головой об парту, поскольку тот отвлекся почесать ногу. На Сахалине учительница довела школьницу до слез из-за маленькой дырочки на одежде, назвав девочку приемной дочерью ее родителей.
Вердикт журналисты вынесли однозначно: «Виноват учитель!» И никто не стал разбираться в истоках названных конфликтов.
А родители! Вот уж кто изгаляется над бедными учителями. Это ведь так приятно – человек не может защититься, не может доказать свою правоту. И понеслась!
Родители пишут жалобы в прокуратуру, местные департаменты образования и прочие инстанции. И ничего, что они составлены со слов любимых чад и не имеют доказательной базы. Начинаются проверки, педагог пишет объяснительные, участвует в разбирательствах.
Дети прекрасно знают, что педагог бессилен. На уроках они позволяют себе хамство, всячески провоцируют учителя, не подчиняются требованиям, шумят, «сидят» в телефонах. Ситуацию представляют родителям абсолютно в ином свете, выставляя себя объектом травли со стороны учителя. Любые воспитательные моменты тут же снимаются на телефон как доказательство этой самой агрессии.
Многие родители уверены, что классные руководители для их детей – обслуживающий персонал. Звонят по пустякам, в позднее время, отчитывают, общаются в приказном тоне. А когда учитель делает то, что идет в разрез с их личным мнением, опускаются до банальных оскорблений и угроз. Юридически и экономически подкованные, они «качают права», забывая, что в законе четко прописано, что любой участник образовательного процесса имеет право на уважительное отношение к себе.
Учитель чувствует себя незащищенным, а молодые специалисты боятся детей и их родителей.
Являясь педагогом с двадцатилетним стажем, родителем двух дочек, а также членом Союза журналистов, я имею уникальную возможность взглянуть на ситуацию сразу с трех сторон. И в данном случае без колебаний встаю на сторону педагогов.
Профессиональным журналистам хочу сказать, что, прежде чем поднимать хайп и вместе со всеми побивать педагогов камнями, не мешало бы глубже изучить вопрос, разобраться в причинах конфликта, поговорить с его участниками, почитать книжки по педагогике. И только тогда делать выводы.
А родителям настоятельно рекомендую не самоутверждаться за счет беззащитных учителей, а задаться вопросами: «Правильно ли воспитываю своего ребенка? Учу ли я сына (дочь) уважать педагога? Много ли времени сам уделяю своему чаду или дело воспитания кровиночки полностью передал школе?» И если ответы на эти вопросы будут честными, то в следующий раз вы как родитель придете в школу не с криком «Че за дела?! За свое дитя всех порву, как Тузик грелку!», а с вопросом: «Чем я могу помочь?»
Поймите, я не выгораживаю коллег. Срывы бывают, но корень агрессии учителей в нас с вами, в обществе, в системе, которая давит на педагога. Подорван престиж профессии, потеряно уважение к учителю. Педагог не чувствует поддержки ни государства, ни родителей, ни СМИ. Как тут сохранить душевное равновесие?
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО Евгений Ямбург заявил газете «Взгляд», что причин агрессии учителей в адрес школьников в школах множество: «Это причины медицинские, психологические, культурологические. Это общая огромная беда: сейчас большое количество детей с психоневрологией, учителя перегружены, а когда невротики встречаются с невротиками, начинаются взаимные оскорбления и обвинения. Не оправдывая честь мундира — потому что учитель должен быть учителем — скажу все же, что есть множество причин, почему агрессия нарастает. Все эти истории с выставлением рамок в школах, охраной Росгвардией — это все «хвосты», есть глубинные, многопластовые причины нарастающего невротизма и агрессии всех против всех».
Поэтому нашу общую задачу (и руководства, и родителей, и СМИ) я вижу в поддержке педагогов, в уменьшении морального давления на них, в повышении престижа профессии. И, безусловно, на законодательном уровне должны быть прописаны рычаги воздействия на неадекватных учеников, вплоть до исключения из школы. Тогда, опираясь на эти рычаги, учитель сможет «творить, выдумывать и пробовать» вместе со своими воспитанниками. Тогда учебный процесс станет радостным и продуктивным.
Кстати
Тем временем в Казахстане подготовлен законопроект «О статусе педагога», как раз-таки призванный защитить учителей, облегчить их труд и вернуть престиж профессии. Уже в сентябре этого года закон должен вступить в силу, а пока он очень бурно обсуждается в обществе.
Закон предусматривает серьезные штрафы:
за унижение чести и достоинства педагога;
за привлечение учителя к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями;
за требование от педагога предоставления каких-либо форм отчётности либо информации, не предусмотренных законодательством страны;
необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование егопрофессиональной деятельности;
Также он упраздняет обязательную госаттестацию школ,
дает учителям с 30-летним стажем право выходить на пенсию не в 59, а в 56 лет.
В законе, возможно, будет пункт, согласно которому родители и иные законные представители обязаны обеспечить качественное выполнение детьми домашних учебных заданий.
Источник: Югорское детство
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/vo-vsem-vinovat-uchitel/?utm_source=mautic&utm_medium=email&utm_campaign=FL-PO-G&utm_content=14-02-19
© gazeta-pedagogov.ru
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/vo-vsem-vinovat-uchitel/?utm_source=mautic&utm_medium=email&utm_campaign=FL-PO-G&utm_content=14-02-19
© gazeta-pedagogov.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий