«Почему родители начали считать, что мы им обязаны?»
Учитель русского языка и литературы школы № 2 города Березовский Свердловской области Алексей Братчиков – человек, который вернулся в школу после того как был депутатом городской Думы, начальником управления образования.
«Вертикальную карьеру я завершил сознательно, принял решение для себя, что в органах власти я уже не нужен. Не потому, что я плохой стал, не потому, что власть изменилась. Я решил остаться учителем, но не могу отделаться от привычки оценивать то, что происходит вокруг», - сказал он.
Нам показались интересными оценки, которыми Алексей Вячеславович поделился с читателями издания, тем более, что у него такой большой и разнообразный опыт в образовании.
О современных родителях
С одной стороны, родители хотят либерализации отношений. Они вторгаются во всё: нас обсуждают, учат, требуют, настаивают. При этом им хочется, чтобы мы тоже требовали.
Родителям нужно определиться: если вы хотите коллегиальной ответственности, то признайте, что и мы можем ошибаться. Если вы не хотите коллегиальной ответственности, то дайте нам право и не учите нас работать.
Почему родители начали считать, что мы им обязаны? Мы обязаны вашему ребенку. Я получил диплом, я – профессионал, я – квалифицированный специалист, а вы – специалист в другом деле. Я не прихожу к вам на завод или домой и не учу варить трубы, готовить суп. Почему же вы имеете привычку вторгаться в педагогику? Вы откуда знаете правила игры в нашей системе?
Стало модно учителя ругать, претензии предъявлять. Свою неспособность воспитать ребенка вы превратили в ответственность учителя. Моя задача как педагога помочь выучить и воспитать, но не делать это за вас и не нести ответственность за вас. Мы вам в помощь.
Я бы попросил родителей понять своего ребенка. Станьте им, перестаньте оценивать его с точки зрения взрослого. И тогда сразу какие-то вещи перестанут быть страшными, какие-то можно не заметить. Да, это сложно: если вам нужно, чтобы все тетради были синие и лежали справа, а у ребенка вдруг они зеленые и лежат слева.
Я не ретроград. Если человек начал сравнивать, как было хорошо в прошлые годы, он уже старый. Дети такие же, но у взрослых появились другие оценки. То есть представление о том, как выглядит детское сообщество – это оценки взрослых. В нем мало что поменялось: так же бьют за предательство, ценят за помощь и так далее. Но взрослые придают другие оттенки этим поступкам. Не надо вторгаться в детское сообщество со своими лекалами, отсюда появляются проблемы. Родители стали слишком много, бестактно, неквалифицированно лезть в детские вопросы и как-то их решать. Они думают, что помогают. В моем мальчишеском детстве как было? Дети могут утром быть лучшими друзьями, потом дико поссориться, но к вечеру они опять лучшие друзья. Если в момент конфликта вторгаются родители, тем более – начинают привлекать других, то они его только усилят.
Конфликт может быть решен либо профессионалом (хорошим психологом), либо природными способами, но без нашего вмешательства. Если бы родитель воспитывал своим поведением, показывал, как надо, тогда вопросов не было бы. Если ты показываешь, что можно прийти и поругать другого ребенка или учителя, то откуда ребенок научится уважению? Недавно был случай: родитель, папа, очень активно жаловался, что оценки выставляют не вовремя. Я ему сказал, что вся информация есть в электронном дневнике. Ответ: «Я не знал». Так прежде чем ругать, ты попытайся узнать.
Иногда начинаем конфликт разбирать с родителями, спрашиваем: чем ваш ребенок занят после школы, кто его друзья. А они не могут ни имен, ни фамилий назвать. Так это твоя прямая обязанность! Если ты не знаешь интересов, увлечений ребенка, с кем он гуляет – ты виноват.
Разрешать проблемы в школе – мой каждодневный труд, и каждый раз, когда конфликт разрастается, мне хочется сказать: давайте остановимся и поймем, где ваша доля ответственности, где наша. Любой психолог скажет, что если назрел конфликт, то обе его стороны где-то совершили ошибку. Что делают родители? Эти бесконечные обсуждения в «Ватсапе». Я не состою ни в одной группе – вышел, отписался.
О современных детях
Я каждый день прихожу на работу и работаю с теми учениками, какие есть, надо признать, не самыми выдающимися. И я должен им помочь подготовиться к профессии. Они не полетят в космос, получат обычную профессию. Я не имею права применять к ним новые технологии, я просто их измучаю высокими идеями. Я принимаю как данность наличие этой концепции, но всех сюда не надо. Пусть в нашем городе будет десять детей, умных, талантливых, вот им это нужно. Все остальные будут работать в поликлинике, в шахте, на тракторе. Поэтому жалко учеников, которых мы вынуждены мучить, требовать стандарт от тех, кому природой не дано его освоить. Ну не дал ему бог этой способности, а он должен пойти на ОГЭ. Это государственная форма издевательства.
Дайте ему документ, чтобы он пошел работать. Дайте ему получить профессию, он будет приносить пользу обществу. Если у шахтера или водителя нет высшего образования, он плохой шахтер или водитель? Для него важнее другие вещи, например, знание ПДД. Для какой-то части нашего общества нет необходимости иметь аттестат. Мы его не учим, а натаскиваем на технологию – здесь поставь галочку, здесь не ставь. Проверяющие эксперты сидят и мучаются, как ему сделать тройку. Зачем врать друг другу.
Есть другие дети, с высокой познавательной активностью, которых массовая школа тоже не может удовлетворить. Я не могу работать с таким ребенком, у меня 30 человек в классе и 45 часов в неделю. Я прихожу на работу в 6:30, и дети уже здесь – их родители привезли. Заканчивается все в половине девятого вечера, потому что дети поют, танцуют и так далее. Это хорошо, но у меня вопрос: в каком пространстве мне остаться с этим ребенком, какой угол найти?
В школе есть организатор учебного процесса, диспетчер. И это человек, у которого круглосуточно болит голова, потому что ни в одном классе нет ни минуты свободной: звенит звонок – учитель хватает свои вещи и бежит, потому что уже следующие напирают.
Для одаренного ребенка «своего» места, базы, нет. Он помучается, помыкается и уйдет туда, где есть масса очагов культуры.
О деньгах
Наше государство зарабатывает триллионы. Новая школа стоит миллиард. Модернизация моей школы – тоже. Я не прошу на наш город 15 новых школ, я прошу две, три. Да, у нас новые учебники, но стоят они на старой полке; да, новый ноутбук, но на них нет современных программ; да, новая интерактивная доска, но старые парты; да, шесть часов английского, но нет лингафонного класса.
Я педагог высшей категории с докторской степенью, мой оклад – 9 100. Значит, я плохой учитель? Нет, от меня дети уходят довольные. Я точно знаю и вижу, что учителя не работают на свою зарплату, они работают намного больше. Да, у нас есть недостатки, проколы, но мы работаем за идею.
Вопрос в том, когда нас начнут хотя бы благодарить. Просто скажите спасибо: за экскурсии, собрания, уроки. При этом не надо никакой массы, не надо благодарить «всех». Кто действительно молодец – ну похвалите вы его по-настоящему. И при жизни. Сейчас даже получить отраслевую грамоту федеральную – надо такой послужной список иметь!
О репетиторстве
Как хороший репетитор скажу, что это не приносит мне большой заработок, но это возможность получить деньги за относительно лёгкую работу. Цель репетиторства раньше – углубить и расширить знания, а сейчас – помочь освоить их в рамках программы, уложиться в существующий стандарт. Потому что он настолько огромен, что у ребенка нет возможности сделать это самостоятельно. Я полагаю, что родители осознают: ребенок не способен самостоятельно организовать свой труд. Школа не успевает сформировать этот навык. Вспомните: раньше каждую тему отрабатывали, формировали практический навык. Сегодня каждый урок – новая тема, «это вы сами», «это вам на дом». А навыка-то нет. Поэтому родитель берет профессионала, который поможет с домашним заданием, с пониманием правила и так далее. Родители свою заботу начали понимать так: я сам не могу ему помочь, пусть это сделает профи. Если есть деньги, почему бы и нет.
О молодых педагогах
Молодому педагогу важно и хочется, чтобы его заметили. Он приходит – ему сразу 40 часов, то есть каждый день по восемь уроков. При этом все понимают: качество урока падает, потому что некогда подготовиться нормально. Такой педагог помыкается год и уйдет. Не в муниципальную школу, где у него будет 25 часов. А в медицине разве не так? Я думаю – может, это концепция государства такая.
Бывает, что молодой педагог пасует перед родителями, которые старше, которых много. Они давят одним своим присутствием. Но если педагог молодой, это не значит, что он непрофессионал. Подумайте: новый учебный год, 30 человек пришли в один коллектив, они только привыкают учиться, а вы уже оцениваете учителя. Подождите или помогите вместо того, чтобы жаловаться. Наверно, поэтому сегодня тенденция: приходит молодой специалист, и у него панический страх перед классным руководством. Вот оно, общественное мнение.
Сегодня как ведет себя педагог, когда возникают сложности? Он готов сразу писать заявление, потому что понимает: всех собак сейчас спустят на него. А если все уволятся, кому работать?
https://zen.yandex.ru/media/pedsovet/pochemu-roditeli-nachali-schitat-chto-my-im-obiazany-5f9998032603b20d516d23f6
Комментариев нет:
Отправить комментарий