четверг, 30 января 2020 г.

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса


В духовном развитии человека огромную роль играет книга. В детстве, когда происходит активное становление личности, книга приобретает еще большое значение в формировании личности. Часто, книга, которую ребенок прочитал в детстве, отражается на его дальнейшем развитии и оставляет неизгладимые впечатления в душе. Поэтому считается, что книга является действенным инструментом воспитания и формирования личности.
Стандарты ФГОС предполагают развитие личности, которое должно соответствовать требованиям современного общества. Под этим подразумевается способность к осуществлению коммуникативного процесса, способность свободно ориентироваться в большом потоке информации, а также способность быстро решать учебные задачи. Все вышеперечисленное возможно в случае, если у ребенка развит читательский интерес и сформирована читательская культура.
Составные понятия читательской культуры
Читательский интерес – это проявление заинтересованности к изучению
учебного материала через чтение книг. Читательский интерес проявляется в сопоставлении читателя и его жизненного опыта с описанными в книгах событиями. В момент чтения книги человек проявляет активную умственную и эмоциональную деятельность. Книга не только выступает инструментом обучения, но и способом передачи читателю жизненного опыта. (Горшкова М.Л.).
Культура чтения – это процесс восприятия и усвоения текста, а также интерпретация прочитанного, причем уровень восприятия информации зависит от читательского опыта ученика и его интеллектуального развития. Уровень чтения характеризуется уровнем творческого развития, способностью воспроизводить образы по прочитанному тексту, а также умением выстраивать диалог с автором.
Развитие читательской культуры является основным способом достижения главной цели образования – формирование ключевых общечеловеческих ценностей.
Читательская культура является большее широким и объемным понятием, чем культура чтения.
Читательская культура – это процесс формирование интеллектуального читателя, который понимает сюжетную линию и образы в литературном произведении.
Читательская компетентность — это личностное качество человека, сформированное из умственных способностей личности.
Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. Т.И. Полякова выделяет следующие критерии развития читательской культуры детей младшего школьного возраста:
·         формирование уважительного отношения к книге;
·         умение правильно выбирать интересную книгу;
·         выработать способность эмоциональное реагировать на сюжет;
·         находить смысловую ценность в прочитанном произведении;
·         развить у учеников потребность в чтении;
Социолог С.Н. Плотников сформулировал ключевые отличия в умственном развитии читающего ребенка. Он считает, что те ученики, которые много времени проводят за чтением книг, способны глобально мыслить, охватывая целое произведение и вычленять из него взаимосвязанные события. А также они могут дать адекватную оценку происходящему и принять правильное решение. У читающих детей развитая память и творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в поведении.
Таким образом, чтение влияет на социальное развитие ученика. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разной сложности – все это является необходимым условиями для профессиональной и социокультурной реализации школьников в обществе. В таком случае чтение выступает высшей формой самопознания.
Технология продуктивного чтения
ФГОС поставил задачу перед школьным образованием: каждый школьник должен освоить технику обучающего чтения. Это позволит учащимся решать такие задачи, как беглое чтение текста и полное его понимание. Так же поиск информации по теме текста и его комментирование. Развить читательскую культуру будет сложно, если ученик не владеет пространственным мышлением и не умеет работать с текстом.
Профессор МГПУ разработала технологию осваивания продуктивного чтения. В ее понимании продуктивное чтение является важным инструментом в процессе формирования читательской культуры. Целью новой технологии является создание читательской компетенции ученика и формирование грамотности у детей школьного возраста, а также вырабатывание привычки читать. Чтобы достигнуть всего вышеизложенного, необходимо решить следующие задачи:
·        развитие техники чтения и моделирование приемов для анализа текста;
·        использование научной и художественной литературы в качестве инструмента по формулированию у ребенка нравственных и этических ценностей;
·         развитие эстетического вкуса;
·        освоение коммуникативной культурой, а также развитие устной и письменной речью;
·        формирование образного мышления;
·        развитие литературного вкуса;
·        изучение литературных понятий и терминов;
Технология продуктивного чтения заключается в работе с текстом и состоит их 3 этапов:
1 этапработа с текстом до начала чтения. Перед тем, как приступить непосредственно к началу чтения, преподаватель должен расположить учеников к работе, заинтересовать их. Первичная организация рабочего процесса представляет собой активацию смысловой, тематической и эмоциональной составляющей текста. Обратить внимание на ключевые слова, а также выделить главных героев произведения.
2 этапработа с текстом во время чтения.
А) Первичное чтение текста. С учетом личностных характеристик и индивидуальных особенностей, а также возраста учащихся, преподаватель выбирает тип чтение, которое будет использоваться в момент работы с текстом. Это могут быть и чтение-слушание (педагог зачитывает текст перед классом, ученики с в свою очередь воспринимают текст на слух), и комбинированное чтение (учитель вызывает учеников, и они попеременно читают разные отрывки текста).
На этом этапе проверяется уровень понимания текста. Обычно после ознакомления с текстом ученики делятся своими эмоциями и впечатлениями по поводу прочитанного, а также выдвигают свои предположения по дальнейшему развитию сюжета.
Б) Вторичное чтение текста. Следующий вид работы, который предполагает медленное и вдумчивое чтение. Ученикам задаются вопросы по содержанию, а также их просят высказать свое мнение по прочитанному. Далее учитель и ученики коллективно обсуждают главные сюжетные линии, а также выделяют ключевые моменты, на что стоит обратить внимание. Также педагог на свое усмотрение может вызвать одного или нескольких учеников выразительно прочитать один из отрывков текста.
3 этапработа с текстом после чтения. После завершения чтения и выделения ключевых моментов, можно начать проводить анализ произведения, давать оценку действиям главных героев, а также определять, что хотел донести до сознания детей автор и какая же мораль произведения.
Будет уместным отвести некоторое время на более тщательное рассмотрение личности автора. Конечно, такая робота предполагает обращение к другим информативным источникам знания. Кроме обсуждения биографии писателя, стоит обратить внимание учеников и на иллюстрации, которые сопровождают название произведения. Главной частью этого этапа является творческое задание, которое будет сформировано исходя из читательской деятельности учеников.
Также технология продуктивного чтения включает использование активного чтения. Не стоит путать активное чтение со скорочтением. Эта технология подразумевает использование ряда приемов, направленных на развитие образного мышления при чтении:
·         учитель должен так описать рутинную ситуацию, чтобы ученик заметил в ней что-то необычное;
·         увлечь учеников в процесс оценивания текста. Это предполагает не прочтение текста абзацем за абзац, а чтение всего текста целиком;
·         учитель должен задавать вопросы, что иметь возможность отследить степень усвоения материала;
·         предоставить возможность самостоятельной работы над текстом. Например предложить самим написать задание по тексту;
·         использование приема «Кубик Блума». Этот прием носит такое название, так как для его проведения необходим куб, на гранях которого написаны первое слова вопросов: «почему», «как», «придумай», «предложи» и т. д. Ученик нужно сформулировать вопрос по содержанию текста, используя то слово, которое показалось на грани кубика.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая используется для формирования у учащихся активной читательской позиции. Обеспечивает глубокое усвоение прочитанного текста, а также позволяет проявить творческие качества.
Организация работы по формированию читательской культуры у учащихся
Формирование читательской культуры является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также рассматривается как альтернативная деятельность по организации школьного досуга. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование интереса к чтению у детей, и, следовательно, на раскрытие учебного потенциала каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности личности. Развивая читательскую культуру школьников во время учебного процесса, педагог должен решить две главные задачи:
·         сформировать потребность в чтении;
·         развить читательскую компетентность;
Вышеуказанные задачи придают специфический характер функциям образовательного процесса, который должен считаться познавательной и развивающей средой. Выполнение следующих критериев, позволит успешно решить учебные задачи:
·         проявление заинтересованности в чтении детской литературы;
·         положительное отношение к чтению;
·         проявление творческой деятельности;
В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
·         принцип учета возраста и индивидуальных особенностей ученика;
·         принцип определения «зоны ближайшего развития» и организация в пределах этой зоны совместной деятельности;
·         принцип поощрения любого вида деятельности, направленного на развитие читательской культуры;
·         принцип кооперации при управлении различными формами деятельности;
·         принцип выстраивания диалога с учениками;
Формирование интереса к чтению можно разделить на работу по следующим направлениям:
1.     Внеклассное чтение
Такой вид работы необходимо рассматривать как дополнительный способ получения знаний. Внеурочное чтение также же расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Читаю литературу в свободное от учебы время, школьник демонстрирует свою самостоятельность и осознанность в выборе произведения. Внеклассная работа по литературному чтению оказывает сильное влияние на формирование читательской культуры школьника. Главной целью, которой должен руководствоваться учитель, является проявление заинтересованности в чтении дополнительной литературы, при этом решая следующие задачи:
·        улучшение качества чтения;
·        формирование умения правильно и четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
·        воспитание понятия нравственности через чтение художественной литературы;
·        формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев;
Составляя список внеклассной литературы, учитель должен учитывать возраст и уровень развития учеников, а также оптимально сочетать количество русских произведений и произведений зарубежных писателей. Еще стоит обратить внимание на жанровую и тематическую стилистики произведений. Объем такого списка должен соотноситься со свободным от учебы временем.
Далее рассмотрим направления внеклассной работы преподавателя.
Литературный кружок. Позволяет упорядочить и расширить имеющиеся знания. Посещая кружок, учащийся проявляет свои творческие способности, а также помещение кружка развивает мыслительную деятельность и заинтересованность в чтении отечественной и зарубежной литературы.
Литературная гостиная. Это форма проведения занятия, которая позволяет досконально изучить литературное произведение, а также детально его разобрать и раскрыть смыслы, задуманные автором. Литературная гостиная включает в себя использование музыки, пения, построения диалогов, а также использование видеофильмов, снятых по мотивам книги.
Литературная игра. Основой такой формы изучения литературы является игра. С помощью игры учащемся легче объяснить жанровые особенности литературного произведения, а также авторский замысел. Обычно после обсуждения ученики имеют свое мнение о прочитанном.
Читательский интерес проявляется благодаря использованию различных видов литературной игры. Такими видами могут быть кроссворды, ребусы, шарады, и книжные инсценировки, а также интеллектуальные игры и конкурсы, основанные на теме произведения; игры, направленные на расширение читательского кругозора и углубление знаний в литературной сфере. Кроме вышеперечисленного, игры способствуют первичному восприятию и анализу текста произведения.
Целью литературной игры является модификация уже существующего текста, либо создание нового литературного продукта, отличающегося от исходного материала.
Вид литературной деятельности напрямую зависит от индивидуальных особенностей и личностных качеств учеников. Поэтому литературные игры могут быть как познавательными и деятельными, так и поисковые, и творческие. Очень ценится, если инициаторами проведения литературной игры выступают ученики. Но чаще игры предлагаются преподавателями.
Литературный праздник. Это форма проведения внеклассного занятия, которая прививает любовь к чтению и развивает заинтересованность в чтении различной литературы. Например, произведений народного творчества или новых произведений. Литературные праздники проводятся, чтобы закрепить полученные знания и повторно обсудить сюжет литературного произведения.  На таких занятиях ученики реконструируют сюжет произведения, читая его по ролям или сопровождая содержание книги танцами и пением. Дополнительно устраивается просмотр фильма, снятого по книге, или просмотр отдельных фрагментов фильма.
Литературный альманах. Внеклассное мероприятие, направленное на обсуждение авторов или книг различных произведений, объединенных тематикой и жанровой принадлежностью. Так как альманах тематическое мероприятие, то темы могут использоваться следующие: исторические, военные, фантастические и т.д. Проведение альманаха является лучшим методом привлечения внимания учеников к изучению и чтению литературы.
Выставочный зал. Это своего рода акция, направленная на продвижение и рекламу нового литературного ряда. Выставка книг организуется с учетом возраста учащихся и темами, волнующими молодежь.
Литературная ярмарка. Нетрадиционная форма организации литературного праздника, которая включает в себя разноплановые литературные мероприятия. Во время проведения литературной ярмарки ученики проходят различные конкурсы и викторины. В отличие от литературного альманаха, литературные ярмарки не придерживаются тематик. Это означает, что мероприятия на ярмарках разнообразны, но главным их условием является литературное наполнение каждого мероприятия. На ярмарке ученики могут как купить понравившуюся им книгу, так и получить её бесплатно.
Аукцион. Такое мероприятие проводится с целью формирования у школьников интереса к чтению литературы. Аукционы бывают разных видов: тематическими и универсальными. Но одно должно быть неизменно- главной темой аукциона должна быть литература.  На аукционе могут быть представлены вещи и предметы, которые использовались в книгах, или вещи, сделанные учениками и их родителями. Кроме этого, существует и другая форма проведения аукциона. Класс предоставляет содержание книги таким образом, чтобы у людей возникло желание прочитать эту книгу.
Литературная агитбригада. Представляет собой группу из учеников и учителя, которые рекламируют книгу, вкратце рассказывая о её содержании и главных сюжетных линиях. Передвигаются от одной аудитории к другой.
Литература:
1.Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008.
2.Бирюков Б.В., Бутенко И.А. «Человек читающий», Москва, 2000.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.
4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. - 2007. - № 8.
5.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005г.
6. Сметанникова Н.Н. «Подходы и модели обучения чтению и письму». Москва. 2000 г.
7. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

8.Чернышова С. А., Тарасова А. И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения. Молодой ученый. 2015г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий