В народном образовании более тридцати лет. Работал директором школы,
директором станции юных техников, инспектором гороно, заместителем
председателя и председателем Комитета по образованию администрации
Калачинского муниципального района Омской области.
Детство
Родился я в 1952 году в селе Станичное Ялуторовского района Тюменской
области. В школу пошёл в неполные семь лет. Сам этой истории не помню,
но родители
рассказывали, как было дело. Вся моя группа детсада к
сентябрю 1959 года уходила в школу. Но поскольку я родился в октябре, то
вместе со всеми меня не брали. Тогда я сам пошёл к директору школы,
начал рассказывать ему стихи, вслух читать и считать. Тот меня
послушал-послушал и сказал: «Да этот лучше всех, я его беру!». Вот так я
и попал в первый класс.
Наша семья тогда жила на Крайнем Севере, и мы часто переезжали с места
на место вместе с папой-геологом. Он ездил в командировки, работал в
экспедициях. Берёзово, Ванзеват, Казым, Надым, Игрим — места, где
добывали первый газ в Сибири.
За первые пять школьных лет мне пришлось сменить несколько школ. В тех
краях иногда на несколько классов был один учитель. Я учился вместе с
детьми северных народов — хантами, манси и ненцами. В 50-градусные
холода выручали малицы из шкур, сшитые мехом внутрь. В этих школах
классы были маленькие, там царила домашняя и творческая обстановка, она
способствовала успешной учёбе. Учителя старались добиваться у детей
отличных результатов. И классные, и домашние работы выполнялись в школе.
Во всех школах, где я учился, педагоги были людьми образованными,
культурными, интеллигентными. По отношению к окружающим вели себя
тактично и деликатно. Если надо было позаниматься с отстающими, то
занимались с ними после уроков индивидуально. Слова «учитель», «педагог,
«наставник» — это были святые слова. Как для учеников, так и для их
родителей.
В свою очередь, вежливое, уважительное, и даже почтительное отношение к
учителю поддерживалось в каждой семье, и никакого другого отношения к
педагогам со стороны детей и взрослых тогда нельзя было и представить.
Чистописание
Наши учителя тогда — в конце 1950-х и начале 1960-х годов — уделяли
чистописанию очень серьёзное внимание. Писали мы в то время ручками с
металлическими перьями, которые нужно было макать в чернильницы. В
прописях или тетрадях надо было аккуратно и старательно выводить буквы и
цифры. В школе и дома мы писали, писали и писали… Педагоги строго
следили за тем, чтобы у каждого ребёнка почерк был не просто хорошо
читаемым, но и приятным для глаз. Красивый почерк в школе
культивировался, он создавал рабочий настрой, приучал детей к
ответственности и старательности.
Уже через много лет, когда я работал директором школы и много общался с
учениками, то отметил такую закономерность: дети с хорошо поставленным
почерком учились более достойно и похвально. И выглядели они подтянуто и
опрятно, и тетрадки с дневниками у них приятно было брать в руки, — так
всё чисто и аккуратно было написано. Конечно, они не были какими-то
ущербными и не всегда сидели смирно: и спортом занимались, и шалили. Но у
них было правильное понимание порядка и учебной дисциплины.
Шариковые ручки и почерк
В начале 1960-х обычные чернильные ручки стали сменяться
полуавтоматическими и автоматическими. Новые ручки имели колпачки и
заправлялись чернилами, обычно с помощью встроенной в них пипетки. Когда
наша семья переехала в Калачинск, всё чаще стали появляться совсем
новые ручки — шариковые. Это было интересно: можно было долго вести
линию, и чернила не кончались. Но когда я стал писать шариковой ручкой,
то почерк у меня испортился. Если в начальной школе он был красивым и
плавным, в нём последовательно чередовались широкие и узкие линии, то
«шариковый» почерк был проще и жёстче.
В старших классах надо было много и часто писать. Мы писали конспекты по
истории, биологии, химии. Нужно было писать быстро, но более или менее
красивого письма на скорости почему-то не получалось, буквы и цифры
искажались. Возможно, скорость записи почерк больше всего и портила.
Технике быстрого и разборчивого письма шариковой ручкой школьников никто
не учил.
Позже, уже студентом, я научился конспектированию путём сокращения слов
или использованием условных значков, но в целом почерк это не улучшило.
Что было, и что стало
Вы помните, в советской начальной школе были «звёздочки»? Группы из пяти
октябрят, где дети переживали друг за друга, где воспитывался
коллективизм. Со слабым товарищем, у которого были проблемы с оценками,
более сильные занимались дополнительно, чтобы их звёздочка победила в
соревновании. Это был маленький коллектив, где росли и становились
пионерами. У пионеров тоже было соревнование отрядов: по успеваемости,
по сбору макулатуры и металлолома. Там были тимуровцы, бескорыстно
помогавшие пожилым людям, ветеранам…
А к чему мы пришли? Дети стали более жестокими — прежде всего, по
отношению друг к другу. Может быть, в сёлах это проявляется не так
заметно, как в городах. Богатство напоказ, дорогие айфоны, насмешки над
бедностью: «Ты, общаговская, вообще молчи!..». Одни кушают сытно и
вкусно, а у других в семье на школьные обеды нет денег.
Сейчас дети слабо знают историю своей страны, не помнят имена героев
Великой Отечественной войны — это очень плохо. Конечно, в Сибири ещё
сохранились остатки идеологии, чего не скажешь об Украине, где сносят
памятники советского времени. А ведь там практически каждое село было
разорено и сожжено, а сколько людей там погибло! Как это можно было
забыть? Что надо было сделать, чтобы так повернуть мысли людей? Это
последствия отказа от идеологии, плоды вседозволенности и
безнаказанности девяностых годов.
В США и в других странах есть школы, где многим учебным предметам
обучают на компьютере. В отечественную школу тоже вошли мобильные
телефоны, гаджеты, компьютеры. Но, к сожалению, наши учителя оказались
не вполне подготовленными к этому процессу, овладевали компьютерной
грамотой медленнее, чем дети. Сами уроки информатики были рассчитаны на
каких-то совсем «дремучих» детей… И получилось так, что школьники сейчас
понимают в цифровых устройствах больше своих учителей. Честно об этом
сказать — это значит нужно уволить из школы многих преподавателей, но
кто захочет прийти в школу на зарплату в 20 тысяч рублей?
Придумали мы ЕГЭ: сидим, наблюдаем за детьми… Неужели сам учитель не
знает своих учеников и не может оценить их знания? Ребёнок и так в
стрессовом состоянии, а к нему ещё и полицейский в форме приходит,
обшаривает и садит под видеокамеры. Конечно, тут будешь бояться и
трястись! Сейчас госэкзамен больше похож на лотерею, и сдать его стало
психологически сложнее.
Читать полностью: https://kalligraph.ru/main/v-obrazovanie-idut-nemnogie
https://ok.ru/kalligraph/topic/70392751972556
Комментариев нет:
Отправить комментарий