понедельник, 29 июля 2019 г.

В ОБРАЗОВАНИЕ ИДУТ НЕМНОГИЕ. Сидкин Виталий Павлович

 В народном образовании более тридцати лет. Работал директором школы, директором станции юных техников, инспектором гороно, заместителем председателя и председателем Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области. Детство Родился я в 1952 году в селе Станичное Ялуторовского района Тюменской области. В школу пошёл в неполные семь лет. Сам этой истории не помню, но родители
рассказывали, как было дело. Вся моя группа детсада к сентябрю 1959 года уходила в школу. Но поскольку я родился в октябре, то вместе со всеми меня не брали. Тогда я сам пошёл к директору школы, начал рассказывать ему стихи, вслух читать и считать. Тот меня послушал-послушал и сказал: «Да этот лучше всех, я его беру!». Вот так я и попал в первый класс. Наша семья тогда жила на Крайнем Севере, и мы часто переезжали с места на место вместе с папой-геологом. Он ездил в командировки, работал в экспедициях. Берёзово, Ванзеват, Казым, Надым, Игрим — места, где добывали первый газ в Сибири. За первые пять школьных лет мне пришлось сменить несколько школ. В тех краях иногда на несколько классов был один учитель. Я учился вместе с детьми северных народов — хантами, манси и ненцами. В 50-градусные холода выручали малицы из шкур, сшитые мехом внутрь. В этих школах классы были маленькие, там царила домашняя и творческая обстановка, она способствовала успешной учёбе. Учителя старались добиваться у детей отличных результатов. И классные, и домашние работы выполнялись в школе. Во всех школах, где я учился, педагоги были людьми образованными, культурными, интеллигентными. По отношению к окружающим вели себя тактично и деликатно. Если надо было позаниматься с отстающими, то занимались с ними после уроков индивидуально. Слова «учитель», «педагог, «наставник» — это были святые слова. Как для учеников, так и для их родителей. В свою очередь, вежливое, уважительное, и даже почтительное отношение к учителю поддерживалось в каждой семье, и никакого другого отношения к педагогам со стороны детей и взрослых тогда нельзя было и представить. Чистописание Наши учителя тогда — в конце 1950-х и начале 1960-х годов — уделяли чистописанию очень серьёзное внимание. Писали мы в то время ручками с металлическими перьями, которые нужно было макать в чернильницы. В прописях или тетрадях надо было аккуратно и старательно выводить буквы и цифры. В школе и дома мы писали, писали и писали… Педагоги строго следили за тем, чтобы у каждого ребёнка почерк был не просто хорошо читаемым, но и приятным для глаз. Красивый почерк в школе культивировался, он создавал рабочий настрой, приучал детей к ответственности и старательности. Уже через много лет, когда я работал директором школы и много общался с учениками, то отметил такую закономерность: дети с хорошо поставленным почерком учились более достойно и похвально. И выглядели они подтянуто и опрятно, и тетрадки с дневниками у них приятно было брать в руки, — так всё чисто и аккуратно было написано. Конечно, они не были какими-то ущербными и не всегда сидели смирно: и спортом занимались, и шалили. Но у них было правильное понимание порядка и учебной дисциплины. Шариковые ручки и почерк В начале 1960-х обычные чернильные ручки стали сменяться полуавтоматическими и автоматическими. Новые ручки имели колпачки и заправлялись чернилами, обычно с помощью встроенной в них пипетки. Когда наша семья переехала в Калачинск, всё чаще стали появляться совсем новые ручки — шариковые. Это было интересно: можно было долго вести линию, и чернила не кончались. Но когда я стал писать шариковой ручкой, то почерк у меня испортился. Если в начальной школе он был красивым и плавным, в нём последовательно чередовались широкие и узкие линии, то «шариковый» почерк был проще и жёстче. В старших классах надо было много и часто писать. Мы писали конспекты по истории, биологии, химии. Нужно было писать быстро, но более или менее красивого письма на скорости почему-то не получалось, буквы и цифры искажались. Возможно, скорость записи почерк больше всего и портила. Технике быстрого и разборчивого письма шариковой ручкой школьников никто не учил. Позже, уже студентом, я научился конспектированию путём сокращения слов или использованием условных значков, но в целом почерк это не улучшило. Что было, и что стало Вы помните, в советской начальной школе были «звёздочки»? Группы из пяти октябрят, где дети переживали друг за друга, где воспитывался коллективизм. Со слабым товарищем, у которого были проблемы с оценками, более сильные занимались дополнительно, чтобы их звёздочка победила в соревновании. Это был маленький коллектив, где росли и становились пионерами. У пионеров тоже было соревнование отрядов: по успеваемости, по сбору макулатуры и металлолома. Там были тимуровцы, бескорыстно помогавшие пожилым людям, ветеранам… А к чему мы пришли? Дети стали более жестокими — прежде всего, по отношению друг к другу. Может быть, в сёлах это проявляется не так заметно, как в городах. Богатство напоказ, дорогие айфоны, насмешки над бедностью: «Ты, общаговская, вообще молчи!..». Одни кушают сытно и вкусно, а у других в семье на школьные обеды нет денег. Сейчас дети слабо знают историю своей страны, не помнят имена героев Великой Отечественной войны — это очень плохо. Конечно, в Сибири ещё сохранились остатки идеологии, чего не скажешь об Украине, где сносят памятники советского времени. А ведь там практически каждое село было разорено и сожжено, а сколько людей там погибло! Как это можно было забыть? Что надо было сделать, чтобы так повернуть мысли людей? Это последствия отказа от идеологии, плоды вседозволенности и безнаказанности девяностых годов. В США и в других странах есть школы, где многим учебным предметам обучают на компьютере. В отечественную школу тоже вошли мобильные телефоны, гаджеты, компьютеры. Но, к сожалению, наши учителя оказались не вполне подготовленными к этому процессу, овладевали компьютерной грамотой медленнее, чем дети. Сами уроки информатики были рассчитаны на каких-то совсем «дремучих» детей… И получилось так, что школьники сейчас понимают в цифровых устройствах больше своих учителей. Честно об этом сказать — это значит нужно уволить из школы многих преподавателей, но кто захочет прийти в школу на зарплату в 20 тысяч рублей? Придумали мы ЕГЭ: сидим, наблюдаем за детьми… Неужели сам учитель не знает своих учеников и не может оценить их знания? Ребёнок и так в стрессовом состоянии, а к нему ещё и полицейский в форме приходит, обшаривает и садит под видеокамеры. Конечно, тут будешь бояться и трястись! Сейчас госэкзамен больше похож на лотерею, и сдать его стало психологически сложнее. Читать полностью: https://kalligraph.ru/main/v-obrazovanie-idut-nemnogie

https://ok.ru/kalligraph/topic/70392751972556

Комментариев нет:

Отправить комментарий